Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Волынский

ВолынскийВОЛЫНСКИЙ Аким Львович [1863—1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием "декадентства", позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. — Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале "Северный вестник", культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью "Критические и догматические элементы философии Канта" ("Сев. вестник", 1889, кн. VI, IX—XII), которую рассматривает как "попытку пропаганды критического идеализма". Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар "перевернутому вверх ногами Гегелю", то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи "буржуазной свободы" или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в "просветительное" искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от "вопросов суетной политики" и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.
Статьи В. о "русских критиках", печатавшиеся в "Северном вестнике" в период 1890—1895 под заглавием "Лит-ые заметки" (и потом вышедшие отдельной книгой: "Русские критики", Лит-ые очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал "никаких широких увлечений с кипением всех чувств", против Чернышевского за "грубость и неискусность" его "материалистических положений", против "реалистического утилитаризма" Писарева и т. д. За "русских критиков" на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье "Судьбы русской критики" (в сборнике "За двадцать лет", СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей "Лит-pa и критика", т. I, М., 1922 и в "Сочинениях", т. X, Гиз, М., 1924; первонач. в "Новом слове", 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. "На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу „субъективную социологию“". Плеханов едко высмеял и стиль писаний В.
В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: "Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа" и т. д. Или о Гоголе: "Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца".
Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд ("Леонардо да Винчи", издание Маркса, СПБ., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в "Северном вестнике", 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским ("Книга великого гнева", СПБ., 1904; "Царство Карамазовых", СПБ., 1901; "Ф. М. Достоевский", СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди "иудаизма" в журнале "Новый путь".
Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции — особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд — "Книга ликований" (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) — посвященный обоснованию и защите так наз. "классического балета". Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале "Жизнь искусства". Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей [1920—1924], председательствовал в коллегии "Всемирной лит-ры". Но своим "этическим" и "эстетическим" теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.

 Библиография:  II. Молоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПБ., 1903); Меньщиков М., Критическое декадентство, в сб. "Критические очерки", т. II, СПБ., 1902; Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в "Сочин.", т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903; Памяти А. Л. Волынского, сб. под ред. П. Медведева, 1928.
III. Произведения В. и лит-ру о нем см. у Фомина А. Г., Библиография новейшей русской лит-ры, в изд. "Русск. лит-ра XX в.", т. II, кн. 5, изд. т-ва "Мир", М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
Эм. Бескин

Другие люди и понятия:

Волькенштейн

ВолькенштейнВОЛЬКЕНШТЕЙН Владимир Михайлович [1883—] — современный драматург и теоретик драмы. На драматургическое поприще выступил в 1907, — в альманахе "Шиповник" были напечатаны сцены "Иван… Полная информация

Вольнов

ВольновВОЛЬНОВ Иван Егорович [1885—]. — Р. в селе Богородском, Орловской губ., в семье крестьянина-бедняка. В 1900 поступил в Курскую семинарию. В 1903 знакомится через земцев с нелегальной политической… Полная информация

Вольность поэтическая

Вольность поэтическаяВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ [licentia poetica] — право поэта в целях большей художественности "нарушать" как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развертывания сюжета. К… Полная информация