Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Выразительные средства стиля

Выразительные средства стиляВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛЯ — система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определенное словесное целое, другими словами, — тот интонационно-синтаксический строй художественной речи, который определяется в конечном счете характером данного стиля и тех жанров, которые в этот стиль входят. В широком смысле В. С. можно считать всю артикуляционно-акустическую структуру произведения, относя сюда как синтаксис в узком смысле и интонацию (см.), так и все остальные элементы звуковой организации художественной речи: ритм, мелодику, фонику (см. эти слова). Не имея самостоятельного семантического значения, эти элементы в то же время образуют ту живую конкретную, словесную "плоть" цроизведения, в которой оно только и может существовать, в которой и выражаются — организующее его социально-психологическое устремление и его поэтическая семантика; отсюда естественно вытекают та значительная роль, которую B. C. играют в художественном произведении, и важность их анализа. В то же время очевидно, что самый характер выразительности художественной речи определяется тем, что она выражает: каждое данное своеобразное социально-психологическое устремление, проявляющееся в данном образном, тематическом, композиционном и изобразительном своеобразии, с неизбежностью определяет и данное своеобразие В. С. Так напр. сличение прозы Карамзина и Марлинского, Толстого и Достоевского, А. Белого и М. Горького — отчетливо покажет все своеобразие их В. С.: своеобразие основного устремления определяет своеобразие и В. С. как определенной системы. В идеале поэтому каждый стиль должен был бы заново создавать свои В. С., но очевидно, что, с одной стороны, диалектика лит-ого развития, а с другой — границы, которые ставит различию В. С. языковый материал, определяют то, что различные лит-ые стили используют сходные В. С. Но здесь все дело в том, что каждый стиль заново их организует, по-своему их подбирает и сочетает, создает из них особую, своеобразную, своему характеру отвечающую систему В. С., которая только ему присуща и в которой те же, что и в других стилях, звуковые явления несут уже другую функцию. Итак анализ В. С. художественного произведения сводится к определению их как системы поэтического выражения и к установлению их обусловленности теми социально-психологическими устремлениями, к-рые они выражают именно как система и без знания к-рых они непонятны. Таким образом отпадает принципиальная возможность того изолированного рассмотрения стилистических особенностей художественного произведения, которое практикуется формалистами (см. "Стиль").

 Библиография:  Сб. "Литературоведение", под ред. В. Ф. Переверзева, изд. ГАХН, М., 1928, ст. Поспелова, Фохта, Беспалова; Сб. "Ars Poetica", I, сб. статей под ред. М. А. Петровского, изд. ГАХН, М., 1927, ст. А. М. Пешковского "Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы".
Л. Тимофеев

Другие люди и понятия:

Выспянский

ВыспянскийВЫСПЯНСКИЙ Станислав [Stanislaw Wyspianski, 1869—1907] — крупнейший польский поэт послеромантического периода. Выспянский был уроженцем Кракова, этого мертвого города, обладающего громадными богатствами… Полная информация

Высший литературно-художественный институт

Высший литературно-художественный институтВЫСШИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ [ВЛХИ] — возник в Москве в 1921 как специальное высшее учебное заведение с 3-годичным курсом. Основной задачей его было — давать соответственную… Полная информация

Вышня

ВышняВЫШНЯ Остап [1889—] (псевдоним Павла Михайловича Губенко) — популярный современный украинский писатель-юморист. Родился в крестьянской семье на Полтавщине, в местечке Грунь (отсюда другой… Полная информация