Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Газета

ГазетаГАЗЕТА. — Происхождение этого слова некоторые исследователи связывают с названием мелкой серебряной монеты (Gazetta), к-рую платили в средние века венецианцы за первые рукописные листки с иностранной информацией. По немецки Г. — Zeitung. По словам немецкого исследователя Бюхера, это слово обозначало то, что совершалось во времени (in der Zeit), событие настоящего, затем сообщения о таком событии, известия, новость.
Возникновение Г. как издания, выходящего периодически, не реже одного раза в неделю, относится к XVII веку. В 1631 врач Ренодо, при поддержке кардинала Ришелье, издал в Париже первую еженедельную Г. — Gazetta (после этого слово газета вошло во все европейские яз.). В это же время начали выходить газеты в Англии, Швейцарии и Германии. При своем возникновении газеты содержали одни информационные сообщения. Начиная с революции 1649, в Англии к информационному материалу Г. прибавился руководящий, политический. Во Франции последний был введен в Г. лишь во время Французской революции, когда спрос на политическую литературу сильно повысился, "когда всякий, кто умел читать, даже мелкий парижский мещанин, который до сего времени интересовался местными происшествиями в своем околотке, стал требовать сообщений о заседании Генеральных штатов, собравшихся в Версале. Число газет, основанных в одном Париже с мая до конца 1789, составляло более 150" (Кунов, Борьба классов и партий в Великой французской революции 1789). Тогда же выдвинулся первый крупный журналист-революционер — Марат, издававший Г. "Друг народа".
Г. как в Англии, так и во Франции в указанные эпохи превратились в орудие политической борьбы. Эта функция приобретала особое значение в революционные эпохи: в революцию 1848, у нас в 1905 и 1917. В процессе роста капитализма периодическая печать во всех странах мира постепенно захватывалась буржуазией. Г. становится мощным политическим оружием. Она "препарирует" материал в соответствии с интересами своего класса, не останавливаясь перед полным искажением этого материала. К. Маркс (в письме к Кугельману от 27 июля 1871) так характеризует капиталистическую Г.: "До сих пор думали, что создание христианских мифов было возможно лишь в Римской империи только потому, что книгопечатание не было еще изобретено. Как раз наоборот. Ежедневная пресса и телеграф, к-рый в мгновение ока разносит свои открытия по всему земному шару, фабрикуют больше мифов (и буржуазия верит в них и распространяет их) в один день, чем раньше можно было изготовить в сто лет".
Современные капиталистические Г. представляют собой крупные промышленные предприятия. Буржуазные Г. имеют в своем распоряжении мощные типографии, бумажные фабрики, огромные армии продавшихся им журналистов, они снабжаются по телеграфу и радио информацией со всего мира, к-рая с классовой точки зрения буржуазии обрабатывается. Г. концентрированы в трестах (Стиннеса в Германии, Бюно Берилье во Франции, Нортклифа в Англии, Херста в Америке), миллионные тиражи и объявления приносят им огромные барыши. Рабочие Г. конкурировать с буржуазными не могут из-за политических преследований и за отсутствием материальных возможностей. Этим объясняется их незначительное число в капиталистических странах.
В России первая Г. — "Ведомости" — была выпущена при Петре I в 1703; в 1728 Академия наук основала "Санкт-Петербургские ведомости", редактором к-рых был историк-академик Миллер. В 1756 начали выходить "Московские ведомости", к-рым пришлось потом сыграть очень видную роль в реакционной публицистике. При Екатерине II Новиков, к-рый основал первый русский сатирический журнал "Всякая всячина", издавал Г. "Поденьщина". В 1825 начала выходить частная ежедневная Г. "Северная пчела", которую издавал Булгарин вместе с Гречем. "Северная пчела" субсидировалась III отделением. Она вела борьбу с "крамолой", печатала статьи-доносы на всех передовых людей того времени, в том числе на Пушкина. Крымская война 1853—1856 вызвала рост периодической печати. В 1865, когда был издан указ "О даровании некоторых облегчений для печати", Г. появились в большом числе и в провинции. К современному типу более или менее приблизилась во время сербской войны 1876 г. газета "Голос" (впоследствии она была переименована в "Новое время"), которая имела своих корреспондентов на войне. В 1881 при "Правительственном вестнике" была создана первая дешевая народная Г. "Свет", рассчитанная на "улицу".
В 90-х гг., в связи с ростом стачечного движения, возникла рабочая печать. Началась она с нелегальных листков, к-рые писал В. И. Ленин. С 1900—1903 выходила "Искра". После раскола, когда "Искра" перешла в руки меньшевиков, большевики начали выпускать Г. "Вперед" и "Пролетарий" (все эти издания выходили за границей).
До революции 1905 политическая роль наших Г. была незначительна. Под давлением цензуры, пресекавшей всякие попытки вмешательства в политическую жизнь страны, они большей частью заполняли свои столбцы "нейтральным" материалом, научными и литературными статьями. Этим русские Г. сильно отличались от европейских, изощрявшихся на бульварных романах, к-рые должны были отвлечь внимание читателя от политической жизни своей страны. Крупнейшие русские публицисты — Добролюбов, Чернышевский, Писарев и Михайловский — печатали свои публицистические статьи под видом лит-ой критики в толстых журналах. Политические же Г. и журналы, критикующие деятельность русского правительства и ведущие революционную пропаганду, издавались за границей. Мы имеем в виду "Колокол" и др. И только в период революции 1905 все политические партии имели свои Г. Начала выходить и первая большевистская Г. — "Новая жизнь". В годы реакции ежедневная периодическая печать подверглась разгрому, но с этого времени Г. уже не переставали служить орудием реальной политической борьбы. Торгово-промышленные круги России начали создавать свои Г. по образцу западных капиталистов. К Октябрьскому перевороту буржуазные Г. представляли собою уже громадные капиталистические предприятия (напр. "Русское слово", "Биржевые ведомости", "Русская воля"), которые в войну 1914—1918 вели шовинистическую агитацию. В 1912—1913 была создана первая массовая большевистская Г. "Правда", которая сыграла большую роль в подготовке пролетарской революции в России.
После Октябрьского переворота, когда типографии, склады бумаги и редакции перешли к Советам, число Г. в России необычайно выросло. К десятилетию Октябрьской революции тираж Г. почти в четыре раза превзошел тираж довоенных Г. И если до революции читатель Г. был больше такой, к-рый, по выражению А. В. Луначарского, "сидел в креслах", то сейчас три четверти читателей — рабочие и крестьяне. В настоящее время Г. издаются для различных аудиторий: крестьян, рабочих, взрослых и молодежи. Наряду с ежедневными многотиражными изданиями получила большое распространение на фабриках и заводах стенная Г., рукописная и печатная. Она играет большую роль в области улучшения производства, правильной его постановки, в строительстве нового быта, в борьбе с неграмотностью и религией. Октябрьская революция "сломала орудие наживы и обмана" — буржуазные Г. На периодическую печать была возложена новая задача — "стать орудием просвещения масс и обучения их жить и строить свое хозяйство без помещиков и капиталистов" (В. И. Ленин). Соответственно изменилось и содержание Г. В отличие от буржуазных Г., к-рые "забавляют и дурачат массы политическими пикантностями и пустяками, советские Г. должны нести на суд масс вопросы повседневной экономики, помогая серьезно изучать их" (В. И. Ленин). Г. организуют массы вокруг лозунгов партии.
Г. — "не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор" (В. И. Ленин). Она помогает советской власти в осуществлении всех ее мероприятий. Она является органом проведения общественного контроля над всеми областями советского строительства. В отличие от буржуазных Г., она создается не только профессионалами-журналистами, а в значительной своей части рабкорами и селькорами, представляющими собой огромную армию активистов-общественников, занимающихся в печати "травлей негодного", "выявлением недостатков механизма" и в то же время наших достижений. Письмам корреспондентов-крестьян В. И. Ленин придавал особое значение. Он требовал от редакции "Бедноты", чтобы она периодически давала ему письма, поступающие от крестьян.
Г. наши строятся исключительно на фактах. Они ничего не замалчивают. Эта черта буржуазной газеты — замалчивание событий (особо замалчивается революционное движение рабочих) — им глубоко чужда. В то время как буржуазная печать обнаруживает громадное пристрастие в подборе информационного материала, наши газеты откликаются на все факты, имеющие общественное значение. Передавая точно злободневные факты, Г. не просто регистрируют их, они тут же активно реагируют, давая фактам марксистское толкование (буржуазные газеты в таких случаях лицемерно ссылаются на свою "объективность").
К Г. могут быть предъявлены те же требования, какие предъявляются ко всякому словесному произведению. Она подчиняется законам поэтики. Можно и следует анализировать ее поэтические и стилистические особенности. Газета создала ряд чисто публицистических и стоящих на грани между публицистикой и беллетристикой жанров. К первым относятся: передовая, политический фельетон, обзор; ко вторым — маленький фельетон, очерк, корреспонденция. Своеобразно деформируются и другие жанры художественной литературы, попадая на столбцы Г. Так, формы газетной беллетристики отличаются от тех же форм негазетной литературы (см. ниже).
По своей структуре Г. характеризуется единством и общностью установки (новости дня) всех ее элементов (передовой, обзора, хроники и т. п.).
Среди форм словесности Г. наиболее короткая (однодневная). И как бы спеша жить, Г. стремится быстрее овладеть вниманием читателя. Отсюда ее броскость, динамичность (игра шрифтов, ударность заголовков и т. п.). Стиль Г. отражает стиль эпохи и обнаруживает, как и любое другое словесное произведение, характер ее автора, — общественной группы, партии, к-рые ее издают. Г. "Новое время", начавшая выходить в России в 80-х гг., отражала настроение чиновничьих, бюрократических сфер, и это сказалось в подхалимском, лакейском тоне ее статей, информации и фельетонов. Ее поэтому и прозвали "Чего изволите", такой она осталась до конца своих дней. Г. "Русские ведомости" (начала выходить в 1863) — орган так наз. "трезвой оппозиции" — отражала общественное мировоззрение либеральной, потом кадетской профессуры, и отличительными признаками этой Г. являлось полное отсутствие в ней каких-либо сенсаций, академически спокойный тон изложения и т. д. В 70-е гг., к-рые отмечены ростом провинциальной печати, автором Г. был большей частью служилый элемент, который писал свои статьи по вопросам этнографии, географии и истории в часы досуга. Тон и характер этих провинциальных Г. — обывательский, потому что авторами их были "литераторы-обыватели". Боевым революционным тоном отличаются Г. рабочего класса. Но и здесь надо указать, что стиль подпольной большевистской Г. "Пролетарий" не был похож на стиль первой легальной большевистской Г. — "Новая жизнь". "Он больше соответствовал духу и условиям партийной жизни, ее заботам, тревогам и упорству в борьбе, он всего меньше отдает литературой и всего больше партийным аскетизмом" (Ингулов, Партия и печать, М., 1928).
Анализируя газетный стиль, надо учитывать также, кто является читателем Г. Его роль в формировании газетного стиля огромна. Если газета будет рассчитана на крестьянскую аудиторию, у нее будет одно лицо — и другое, если она рассчитана на рабочую аудиторию. Больше того, Г. передовой части крестьянства, его актива будет отличаться от Г. менее подготовленных широких крестьянских масс. Следует иметь в виду, наконец, и профессиональные особенности того читателя, для которого Г. издается (металлисты, текстильщики и т. п.). Рабкоры и селькоры вносят в газетный язык свои специфические обороты и выражения. Им же язык Г. обязан элементами живой речи, которая должна приблизить наши Г. к подлинным словесным произведениям, вполне удовлетворяющим требованию литературного языка. Этими признаками советские Г. еще не отличаются. Язык наших Г. характеризуется резолютивно-тезисными оборотами, канцеляризмами, архаизмами, ничем не оправданными инверсиями, ненужными варваризмами и неологизмами. На последние особенное внимание обратил В. И. Ленин, к-рый указывал, что наши Г. коверкают русский яз. Между тем воспитательное значение газетного яз. огромно, на нем учатся сейчас широкие массы трудящихся. Бедны наши Г. и поэтическими приемами: тропы, фигуры и эпитеты не блещут здесь оригинальностью, шаблонны. Исследователи-формалисты, ссылаясь на то, что и в дореволюционной прессе наблюдалась такая тенденция к шаблону, приходят к выводу, что Г. вообще свойственны штампы. Они рассматривают ее как "предприятие крупной словесной промышленности, выбрасывающей на рынок громадное количество лингвистических продуктов". "Естественно, — говорят они, — что здесь технология должна выступать особенно рельефно, приемы словесного производства здесь должны быть наиболее механизированы". "В газетной речи нет почти ни одного слова, которое не было бы штампом, клише, шаблоном. Наиболее употребительные слова из газетного лексикона — уже не слова, а своего рода термины" (Винокур Г., Яз. нашей газеты, "Леф", 1924, кн. II). Если такой "механический" подход и возможен, то лишь при анализе одной газетной формы — телеграммы, которая должна дать максимум содержания при посредстве минимума слов. Яз. телеграммы как бы автоматизируется самим телеграфным аппаратом. Все же остальные газетные формы механизированы быть не могут. Основное содержание Г. — факты, не считая телеграмм и хроникерских заметок, к-рые являются как бы моментальными фотографическими снимками этих фактов, — требуют для своего оформления в публицистической статье (один из основных элементов Г.) особой индивидуальной обработки. Эта обработка будет тем совершеннее, чем ярче индивидуальность журналиста, к-рый в своей области должен быть мастером. Он должен обладать классовым чутьем, уметь схватывать существо фактов, должен обладать очень хорошей памятью, сохраняющей значительные факты, способностью к ассоциативному мышлению, он должен обладать большим запасом слов, уметь писать так, чтобы не быть скучным, вызывать у читателя эмоции, призывать его, когда это нужно, к действию. Все эти черты можно воспитать, развить, но не механизировать. И наконец, механизации противится и газетный яз., который всегда в процессе своего становления приближается к живой речи, все пополняющейся новыми словами и "словечками". Тем более не укладываются в какие-либо шаблоны те газетные формы, которые стоят на грани художественного творчества — фельетоны (см.) и корреспонденции. Давая яркие художественные зарисовки быта и отдельных лиц, корреспонденции бесспорно требуют каждый раз новых и самобытных образов. Дореволюционная пресса знала не мало мастеров художественного очерка, корреспонденции (Чириков, Елпатьевский и др.).
Эти разделы Г. выдвинули и в наше время ярких корреспондентов (Лариса Рейснер, Шагинян и др.). Здесь же, в корреспондентских отделах Г., получают свою художественную закалку будущие пролетарские писатели. Участие в Г. крупных писателей имеет огромное значение. То или другое событие под их пером получает особую силу воздействия. Вот что Л. Толстой пишет В. Г. Короленко по поводу его статьи "Бытовое явление": "Сейчас прослушал вашу статью о смертной казни и всячески во время чтения старался, но не мог удержать — не слезы, а рыдания. Не нахожу слов, чтоб выразить вам мою благодарность и любовь за эту — и по выражению, и по мысли, а главное по чувству — превосходную статью. Ее надо перепечатывать и распространять в миллионах экземпляров. Никакие думские речи, никакие трактаты, никакие драмы, романы, не произведут одной тысячной того благотворного действия, какое должна произвести эта статья" (Собр. сочин. Л. Н. Толстого, т. XVIII, М., 1912).
Участие писателей в Г. накладывает на их творчество особый отпечаток как в подборе материала, так и в оформлении его. Факт, реальное событие вытесняет из его произведения вымысел, подлинное происшествие становится фабулой произведения. Диккенс начал свою лит-ую деятельность как репортер; газетная работа в известной мере определила особенности его яз. Здесь небезынтересно отметить, что самая структура такого крупного произведения Диккенса, как "Записки Пиквиккского клуба" была обусловлена структурой Г.: размер глав был продиктован необходимостью печатать их отдельными кусками в номере. Киплинг начал свою лит-ую деятельность журналистом, и печать некоторого журнализма, как указывает В. М. Фриче, "в смысле сжатости, фельетонности, точности наброска лежит несомненно на всем его творчестве". У нас, в России, газетная работа наиболее сильно сказалась на творчестве Андреева, долгие годы сотрудничавшего в распространенных газетах бульварной окраски. Газете Андреев в известной мере обязан плакатным стилем своих произведений. Печать журнализма ("экономная быстрота") лежит и на новом поэтическом стиле футуризма, основоположник к-рого — Маринетти — сопоставлял его со стилем военных корреспонденций. Писатель, — говорит Маринетти, — должен писать так, как "предписывает телеграф репортерам и военным корреспондентам". Отсюда и его культ газетного телеграфного яз., телеграфического слова и обороты, разрушающие синтаксис. От культа репортерского стиля русские футуристы (лефовцы) впоследствии перешли к культу содержания репортажа, противопоставляя беллетристике, претендующей, по их словам, на "отображательство", лит-ру факта, порывающую с традицией лит-ого художества. Но и здесь, незаметно для лефовцев, сказалось влияние на них природы журнализма.
Особенно ярко отражает характер Г. тот вид лит-ры, к-рый родился на ее столбцах и тематически связан с отделом происшествий и т. п. Мы имеем в виду фельетонный роман, созданный во Франции в 30—40 гг. прошлого столетия. Газета "Journal des Débats" придумала "в удовольствие публики и правительства" выпускать в виде прибавочного листа (feuille — отсюда слово фельетон) приложение чисто литературного содержания. Авторы этих романов печатали их ежедневно по главе. Цель этих романов — поддерживать у читателя любопытство запутанными интригами, невероятными случайностями, эффектными столкновениями. На этом поприще особенно выделился Дюма-отец, к-рый печатал одновременно в разных ежедневных изданиях свой роман "Граф Монте-Кристо".
Многие писатели обязаны Г. первым появлением их произведений в печати. Первый рассказ М. Горького "Макар Чудра" появился в тифлисской Г. "Кавказ". В Г. напечатан был и первый рассказ Гамсуна "Грех". Мопассан печатал в Г. эскизы многих будущих своих произведений.
Касаясь проблемы взаимодействия Г. и лит-ры, нужно указать, что Г. часто дает писателю материал для его художественных произведений. Напр. рассказ "Кроткая" в известной степени был навеян Достоевскому одной газетной заметкой. В "Дневнике писателя" Достоевский рассказывает о том, что во всех петербургских Г. появилось несколько коротеньких строк мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: "выбросилась из окна из 4-го этажа одна бедная молодая девушка, швея, потому что никак не могла подыскать себе для пропитания работы". "Прибавлялось, — пишет Достоевский, — что выбросилась и упала на землю, держа в руках образ" (Долинин, "Кроткая", см. "Достоевский", сб. II, под ред. А. С. Долинина). Современный французский писатель Амп, который старается сблизить свои произведения с жизнью и строит их на документальных данных, вставил в свой роман "Рельсы" большую статью из Г. "Humanité".
Г. является для писателя общественной трибуной. Достоевский печатал свои публицистические статьи ("Дневник писателя") в реакционной Г. Мещерского — "Гражданин". Короленко 10 лет писал в волжских Г.; его корреспонденции — о мултанском жертвоприношении, о кишиневском погроме, о деле Бейлиса — имели огромное общественное значение. Некоторые из его корреспонденций перепечатывала европейская пресса. Л. Толстой, ненавидевший Г., которая была для него, надо полагать, символом городской цивилизации (в одном письме к Фету он пишет: "Я добросовестно не читаю Г. и считаю обязанностью всех отвращать от этой пагубной привычки"), поместил в Г. "Московские ведомости" свое письмо о голоде в Самарской губ. Диккенс, защищая интересы бедного населения Англии, горячо агитировал в пользу отмены хлебных пошлин в Г. "Daily News", редактором к-рой стал в 1846. Золя выступил в Г. "Фигаро" в защиту Дрейфуса со знаменитой статьей "J’accuse". Гейне был парижским корреспондентом Г. "Augsburger Allgemeine Zeitung"; его корреспонденции, в которых он явился борцом за свободу, сторонником общественного переворота, немало способствовали успеху "Молодой Германии". Придавая огромное значение Г., писатели печатают в них свои лит-ые манифесты. Золя напечатал в Г. "Voltaire" свой манифест "Экспериментальный роман", Маринетти — в Г. "Figaro" — "Манифест футуристов". Наконец Г. играет огромную роль в утверждении тех или иных лит-ых вкусов, мод. "Г. во время Французской революции, — говорит Лансон, — явилась наследницей гостинного могущества в деле направления литературных вкусов". Г. дает большой материал для определения социального влияния произведения (библиография повторных изданий, отчет о периодической печати, полемика вокруг тех или иных произведений и т. д.).
В заключение необходимо упомянуть о специально лит-ых Г. Выпуск первой русской "Лит-ой Г." относится к 1830. Ее издавал Дельвиг при деятельном участии Пушкина. Цель этой Г., как об этом было сказано в одном из номеров, — дать возможность тем литераторам, которые не могут участвовать ни в одном из петербургских и московских журналов, опубликовать свои произведения. "Лит-ая Г." также ставила своей задачей, по словам Пушкина, "вырвать критику из рук судей, положивших в основание своего призвания свой собственный произвол и личное отношение к писателю". Это был орган аристократической партии (бар. Дельвиг, кн. П. А. Вяземский, Боратынский и др.), ведший ожесточенную борьбу с разнообразными течениями буржуазной журналистики 30-х гг. — с Надеждиным, Каченовским, Полевым и в особенности Фаддеем Булгариным (Деятельность "Лит-ой Г." освещена в ст. В. В. Гиппиуса "Пушкин и журнальная полемика его времени", в сб. "Памяти Пушкина", СПБ., 1900). В "Литературной Г.", между прочим, были напечатаны отрывки из романа "Арап Петра Великого", отрывок из "Путешествия в Арзерум" и ряд стихотворений Пушкина. После революции 1905 лит-ые Г. выходили в Петербурге, большей частью по понедельникам. В Советской России первая лит-ая Г. вышла в 1922 ("Лит-ый понедельник"), в 1928 — Г. "Читатель и писатель", с апреля 1929 федерацией объединенных советских писателей издается "Лит-ая газета".

 Библиография:  II. Помимо источников, указанных в тексте статьи, см. след. работы: Шахов А., Очерки литературного движения в первую половину XIX в., СПБ., 1894; Бюхер К., Возникновение народного хозяйства, П., 1923; Его же, Происхождение газет, СПБ., 1896; Чешихин-Ветринский, Очерк истории русской журналистики за вторую половину XIX в.; История русской литературы XIX в., под ред. Овсянико-Куликовского, изд. "Мир", М., 1910, т. V; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. II, М., 1922; Керженцев П. М., Газета, "Красная новь", М., 1923; Быстрянский, Газеты в буржуазном и пролетарском государстве, Гиз, 1921; Ольминский М., О печати, "Прибой", 1926; Шафир Я., Вопросы газетной культуры, Гиз, 1927; Гус Я., Загорянский, Каганович И., Язык газеты, "Раб. просв.", 1927; Браз М. и Гус М., Статья и фельетон, "Раб. просв.", 1928; Селищев, Язык революционной эпохи, "Раб. просв.", М., 1928; Винокур Г., Культура языка, "Раб. просв.", М., 1928; Фриче В. М., Западно-европейская литература XX в. в ее главнейших проявленях, Гиз, 1928; Лансон Г., История французской лит-ры. Современная эпоха, М., 1909; За кулисами французской печати, Гиз, 1926; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, изд. "Колос", Л., 1924, стр. 185—216, 789—811 (систем. библиография книг и статей о Г. в Европе и в России). Библиографию русских газет XVIII и XIX вв. см. в книге Лисовского Н. М., Русская периодическая печать 1703—1894, СПБ, 1904—1913, 3 вып. О Г. за последние годы см. ряд статей в журналах "Красная печать" и "Журналист".
Э. Лунин

Другие люди и понятия:

Газы-Юнусов

Газы-ЮнусовГАЗЫ-ЮНУСОВ — современный узбекский литератор. Сын кустаря, получил образование в старом медрессе, принимал участие в джадидском движении, ярый националист. В узбекской лит-ре известен как… Полная информация

Гайд

ГайдГАЙД Стэсей [Stacey W. Hyde, 1897—] — английский писатель, механик по профессии. Первая книга его рассказов "Товарищи по мастерской" (Shopmates, 1924), выпущенная издательством Рабочей партии, не имела… Полная информация

Гайм

ГаймГАЙМ Рудольф [Rudolf Haym, 1821—1901] — известный немецкий историк литературы, воспитывался еще на младогегельянских идеях "Галльских (немецких) ежегодников" А. Руге; принимал участие в… Полная информация