Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Ведекинд

ВедекиндВЕДЕКИНД Франк [Frank Wedekind, 1864—1918] — немецкий писатель, сын врача, составившего себе состояние рискованными аферами в Америке, и певицы. В. —  представитель лит-ой богемы; жизнь его полна скитаний, приключений и борьбы. Он был одним из поэтов, устроивших в 1911 в Мюнхене литературное кабарэ под названием "Elf Scharfrichter" (Одиннадцать палачей). Начав свою театральную карьеру с декламации собственных стихов в этом кабарэ (стихи и новеллы В. изданы в сборнике "Fürstin Russalka" и во многом отразили влияние Ж. Ришпена в его "Blasphèmes"), Ведекинд в 1904 становится актером Рейнгардтовского театра в Берлине, где выступает в своих пьесах. Последние неоднократно признаются безнравственными буржуазной юстицией.
Уже в первых произведениях В. — "Молодой мир" (Die Junge Welt, 1889) и "Пробуждение весны" (Frühlingserwachen, eine Kindertragödie, 1891) — наметились основные линии его последующего творческого пути. Художник поставил в центре своего внимания проблему пола. В "детской трагедии" (подзаголовок "Пробуждения весны") он с мучительной напряженностью рассказал о первой встрече молодого поколения с "загадками" пола. В дальнейшем В. написал целый ряд очень ярких драм, имеющих своим содержанием все ту же проблему пола и связанные с ней вопросы брака и семьи. Наиболее выразителен и типичен для В. цикл "Лулу", состоящий из драм: "Дух земли" (Erdgeist, 1895) и "Ящик Пандоры" (Die Büchse der Pandora, 1904). В этих драмах со всей полнотой выявлено творческое лицо В. Власть пола для него — ось всей мировой жизни. Он показывает жизнь как страшный зверинец, как кошмар, в котором различимы лишь одни законы — законы пола. Лулу — воплощение этой страшной и судорожной стихии, образ женщины-самки, властвующей над миром. Драмы В. отнюдь не эротичны. Этот художник представлял себе слепую стихию пола как некий суррогат общественной системы, как символ этого мира; вот почему с такой необычайной серьезностью и строгостью, с такой беспощадной откровенностью рассматривал В. проблемы пола. Создавая свои кошмарные изображения, он, в сущности, давал картины действительности, преломленной сквозь очень своеобразное и капризное восприятие. Ведекинд был художником мелкобуржуазного класса, терявшего свое место в капиталистическом обществе, он оценивал капиталистическую действительность как нелепую, лживую и безобразную общественную систему. Но он не хотел и не умел бороться против этой ненавистной системы. Он остался глубочайшим пессимистом, скептиком, не видящим никакого выхода. На этой почве и выросли мрачные драмы В., ставящие пол и его слепые законы во главу угла, дающие очень выразительную и необычайно терпкую картину распада и загнивания буржуазного мира. Драмы Ведекинда, имеющие своей единственной темой пол, являются, в сущности, социальными документами большой убедительности. В драме "Цензура" (Zensur, 1907), представляющей откровенную и страстную исповедь художника, очень ярко выражено, с одной стороны, его уничтожающее презрение к миру действительности, а с другой — его беспомощность, растерянное смятение перед лицом законов и традиций этого мира. Трагическая обреченность художника обнажена здесь с чрезвычайной резкостью. Иногда В. поднимался и до открытого, резкого осуждения буржуазной действительности. В драме "Музыка" (Musik, 1906) он дает совершенно реальную бытовую картину, вскрывая всю фальшь буржуазных законов об аборте. С большой резкостью он ставит вопрос о ханжестве буржуазной морали в драме "Пляска мертвых" (Todentanz, 1905). В прозаической книге "Mine-Hoha" [1900] В. дал очень интересную, своеобразную утопию о воспитании красивого и гармонического молодого поколения. Это единственный случай, когда Ведекинд позволил себе увлечься несбыточными иллюзиями. Вообще же на протяжении своего творческого пути он с крайней настойчивостью разрабатывал свою основную тему о кошмарном и отвратительном облике мира. С необычайным искусством показывал В. этот уродливый и нелепый буржуазный мир, разлагающийся и отравленный, с уничтожающей иронией он разоблачал его убожество, с глубочайшим пессимизмом он констатировал безвыходность тупика, в к-рый зашла буржуазная современность. Тему пола он превратил в универсальное средство изображения буржуазной действительности, отталкивавшей его своим безобразием. В этой капле он сумел сосредоточить огромнейшее социальное содержание.
Кроме уже указанных пьес В. заслуживают упоминания: "Маркиз Кейт" (Marquis von Keith), "Такова жизнь" (So ist das Leben), "Hidalla", "Любовный напиток" (Liebesgetränk), комедия "Придворный певец" (Der Kammersänger).
В. был современником немецких натуралистов, но его творчество ни в чем не соприкасалось с этим направлением. Только после войны, когда в лит-ре с необычайной яркостью проявились настроения кризиса, когда в Германии возникло упадочное и болезненное искусство экспрессионизма, В. получил свое настоящее признание. Экспрессионисты увидели в В. своего предшественника и учителя. Особенно ощутимо влияние В. на экспрессионистскую драму. Последнее десятилетие его творчества не отмечено созданием произведений, которые внесли бы что-нибудь новое и значительное в его творческий опыт. Мы находим здесь либо перепевы его ранних вещей [такова, напр., посвященная проблемам семьи и брака трилогия "Замок Веттерштейн" (Schloss Wetterstein)], либо такие явно слабые вещи, свидетельствовавшие о наступлении творческой дряхлости В., как "Бисмарк" [1915] — драматизация дневников и писем "железного канцлера", или "Геракл" [1917] — наивная попытка воспользоваться образами героического эпоса.
У нас В. имел успех в годы общественной реакции, особенно в 1907—1908, в пору увлечения проблемами пола. Большой интерес вызвала среди упадочнически настроенной молодежи ранняя пьеса В. "Пробуждение весны", ставившаяся (с цензурными сокращениями) и на нашей сцене. Некоторые произведения В. выходили одновременно в разных издательствах. Интерес этот был нездоровый, однородный увлечению "Саниным" Арцыбашева, "Полом и характером" Вейнингера. Публику привлекали в пьесах Ведекинда элементы сенсации, скандала, выпады против традиционной морали, ницшеанский индивидуализм и пессимизм. Социальное содержание творчества немецкого драматурга осталось чуждо как русскому читателю того времени, так и писателю, усваивавшему те или иные приемы В. и так или иначе пытавшемуся подражать ему.

 Библиография:  I. Собр. сочин. Ведекинда в 8 тт., 1912—1919; Собр. сочин. Ведекинда в русск. перев. M., 1907 (незаконченное). Много пьес Ведекинда появилось в русск. перев. отдельно в 1907—1908: Пробуждение весны, СПБ., 1908 (другой перев. той же пьесы под назв. "Весенние побеги", СПБ., 1907); Лулу, СПБ., 1908; Мина-Гога, СПБ., 1908; Молодая жизнь, М., 1908 (или в др. изд. "Молодое поколение") и т. д. Перев. и рассказы В. (сб. "Княжна русалка", "Фейерверк").
II. Фриче В. М., Между трагедией и фарсом, "Современный мир", № 2, СПБ., 1911; Троцкий Л. Д., Ведекинд, в кн. "Лит-pa и революция", М., 1923; Nieten F., Wedekind, Dortmund, 1908; Kummer, Deutsche Literaturgeschichte des XIX und XX Jahrh., 2 Bd, Dresden, 1922.
И. Анисимов

Другие люди и понятия:

Ведмыцький

ВедмыцькийВЕДМЫЦЬКИЙ Александр [1894—] — современный украинский поэт и фельетонист. Окончил Полтавский учительский институт; до революций работал в подпольных украинских организациях и редактировал… Полная информация

Веды

ВедыВЕДЫ — совокупность древнейших памятников религиозной лит-ры Индии (четыре "собрания" — санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к-рым туземная традиция приписывает… Полная информация

Веерт

ВеертВЕЕРТ Георг [Georg Weerth, 1821—1856] — выдающийся немецкий поэт раннего социализма, близкий друг Маркса, Энгельса, Фрейлиграта и Гейне. Как почти все рейнские поэты 40-х годов, В. предназначался к… Полная информация