Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Вервей

ВервейВЕРВЕЙ Альберт [Albert Vervey, 1865—] — современный голландский поэт и критик, соиздатель журнала "De Nieuwe Gids" и один из самых выдающихся участников "движения 80-х гг." (см. "Нидерландская лит-ра"). В эти годы подъема радикальной мелкобуржуазной интеллигенции молодой В. примыкал к революционному крылу поэтов и в своих произведениях стремился соединить идеалы Шелли, Китса и Золя (сборники стихов "Persephone en andere Gedichten", 1885 и "Verzamelte Gedichten", 1889). После 1888, когда "движение 80-х гг." стало терять свое значение, Вервей постепенно отходит от него. С 1895, совместно с Виллем Клосом, издавал "Двухмесячник" (Tweemaandelijk Tijdschrift); программа последнего: дать картину жизни и гармонически сочетать реальное с идеальным. В многочисленных сборниках песен В. этого периода — "Aarde" (Земля, 1895), "De nieuwe Tuin" (Новый сад, 1898), "Het brandende Braambosch" [1899], "Dagen en Daden" [1901] и других — выражены переживания одинокого интеллигента-индивидуалиста, живущего "среди дюн и моря" и тоскующего по "утерянной земле". Поэт ищет человека вообще, он проповедует "равенство всех людей", равенство духовное. Еще звучат у В. гимны в честь Великой французской революции, но он уже избегает всего, что могло бы вызвать недовольство господствующих классов. С 1904 В. — ярый сторонник "чистого искусства", "нового ренессанса" и искусства как самоцели [поэтические сборники "Van Liefde" (О любви), "Cor cordium" и др.]. Поэт не должен, — говорил В., — выражать стремления и мысли, возбужденные внешним миром, социальной средой, а наоборот — должен организовать ее по своему подобию, "одухотворить ее". Поэзия должна возвышать человека над партийными дрязгами и злободневными спорами. Эти взгляды развивал он в журнале "De Beweging" (издавался с 1904—1919 гг.), приближаясь все больше к идеалам индивидуалистически-неоромантического "ренессанса" немецкого поэта Стефана Георге (см.), приверженцем и учеником которого В. себя считал. В своем "одухотворенном" понимании искусства он также опирался на голландского писателя Потгитера, биографию которого он написал в 1903 г. Таким образом Верга, отразивший в своем творчестве процесс разложения мелкой буржуазии, постепенно превращался из революционного певца в поэта, ищущего спасения в бегстве от современности в область чистого эстетизма (сборники "Het eigen rijk" — "Собственное царство", 1912, "Het zichtbaar Geheim" и др.).
В. написал также несколько драм ("Johan van Oldenbarheveld", 1895, "Jacoba van Beieren", 1902, "Rienzi", 1910). В отношении формально-эстетическом В. является одним из самых талантливых поэтов современной Голландии. Кроме того он видный теоретик искусства и литературы; многочисленные статьи В. на эти темы отражают его идеологическое развитие; они собраны в книгах "De olde Strijd" (Старый спор, 1905), "Stille Toernooien" [1901] и "Luide Toernooien"[1908]. В. кроме того издал сочинения Вонделя (см.) и написал книгу о новой голландской литературе.

 Библиография:  Uyldert M., Albert Vervey, Amsterdam, 1908; d’Oliveira E., De mannen van 80 aar het woord., Amsterdam, s. а.
Ф. Шиллер

Другие люди и понятия:

Верга

ВергаВЕРГА Джованни [Giovanni Verga, 1840—1922] — крупнейший представитель реалистического романа в Италии конца XIX века. Родился в Сицилии, в зажиточной буржуазной семье. Ранние романы В. [60—70-е гг.] носят… Полная информация

Вергани

ВерганиВЕРГАНИ Орио [Orio Vergani, 1898—] — современный итальянский прозаик. Основной темой творчества В. является жизнь города. Обычно герои произведений В. — музыканты джаз-банда, цирковые артисты и т. п…. Полная информация

Вергеланд

ВергеландВЕРГЕЛАНД Генрик Арнольд [Henrik Arnold Wergeland, 1808—1845] — один из крупнейших норвежских писателей-публицистов. Возглавлял радикальную национальную партию, боровшуюся за культурную независимость… Полная информация