Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Верона

ВеронаВЕРОНА Гвидо, да [Guido da Verona, 1881—] — итальянский романист. Романы его: "L’amore, che torna" (Любовь, которая возвращается, 1908), "Colei, che non si deve amare" (Ta, к-рой не должно любить, 1910), в особенности — "La vita comincia domani" (Жизнь начинается завтра, 1912) и "Mimi-Bluette, fiore del mio giardino (Мими-Блюэтт, цветок моего сада, 1915) получили громадное распространение и сделали В. писателем общеевропейской популярности. Непосредственным литературным учителем В. является Габриэле д’Аннунцио. Большое влияние на его художественное мировоззрение оказал Ницше. Основные черты этого мировоззрения: индивидуализм, культ личности, свободной в своем стремлении к полноте жизненных ощущений, к живому, реальному и "земному" счастью, к насыщению красотой всех жизненных действий ("эстетизм жизни"). Наряду с этим проявляется и вера в могущество положительного знания и науки, как достояния отдельных избранных личностей (профессор Андреа Ференто в "La vita comincia domani"). Именно вследствие такого индивидуализма В. выступает противником церкви и клерикализма; вместе с тем общественное безразличие, а порою и презрение к обществу, довольно ясно у него проявляются. Верона — яркий выразитель настроений верхушки буржуазной интеллигенции, претендовавшей на монопольное звание носителей духовной культуры Италии. Громадное значение в этой группировке имеют франкмасоны, к-рым близок В. и из среды которых вышли многие государственные и общественные деятели Италии. Эта группировка интеллигенции в лит-ре противопоставляла себя выразителям активности индустриальной буржуазии — футуристам, а затем — на политической арене — фашистам. Война 1914—1918 и приход фашизма к власти привели к потере этой группировкой политического веса. Многие деятели перешли к фашизму, а иные подверглись жестоким репрессиям (Б. Кроче).
В центре романов Верона — эмоциональная жизнь. Эротика часто преобладает у его героев; порою она носит и патологическую окраску (вообще В. нередко увлекается изображением патологических состояний человеческой психики; в "Azyadeh", "Colei che non si deve amare" — патология даже на первом плане). Его герои стремятся к личному счастью и обычно достигают его, однако более слабые после момента полноты и опьянения — гибнут (Мими-Блюэтт), более же сильные добиваются гармонического существования, хотя бы вопреки "условностям" этики, как герои романа "La vita comincia domani", возбудившего бурю негодования в реакционных кругах. Культ эмоциональности определяет стиль романов В., построенных по музыкально-импрессионистическому принципу. Обычны для В. постоянно повторяющиеся "лейтмотивы" в виде кратких поэтических афоризмов. Эти лейтмотивы Верона дает каждый раз в новом преломлении; иногда они связаны с заглавием ("Sciogli la treccia, Maria Maddalena" — "Распусти косу, Мария Магдалина", 1920; также и "La vita comincia domani") и всегда — с основным замыслом романа. В некоторых романах ("Mimi-Bluette", "La donna, che inventò l’amore", "Cleo") к этому присоединяется декламационный, отчасти ритмизованный "сказ", разбитый на небольшие абзацы, с повторами. Отличительными свойствами яз. В. являются обилие красочности, декоративности, зрительных эффектов, а также контрастность и блестящий юмор. Свою биографию В. дает в романе: "La mia vita in un raggio di sole" (Моя жизнь в солнечном луче). Последние его романы — "Il libro del mio sogno errante" (Книга моей блуждающей грезы), "Lettere d’amore alle sartine d’Italia" [1924], "Yelize" [1923], "Azyadeh, la donna pallida" (Адзиаде, бледная женщина, 1927), "Mata Hari" (в семи книгах, 1925—1928).

 Библиография:  Предисловия к русским перев. В., серия к-рых изд. в 1926—1928 изд-вом "Космос" ("Женщина, к-рая изобрела любовь", "Жизнь начинается завтра", "Мими-Блюэтт", "Клео"); Prezzolini, La Coltura Italiana, 1923; Titta Rosa, I Narratori contemporanei, 1920; Russo Luigi, I Narratori Italiani 1860—1926 (есть немецк. перев.); Vossler Karl, Die neuesten Richtungen der italienischen Literatur, Marburg, 1925.
А. Шабад

Другие люди и понятия:

Верт

ВертВЕРТ Леон [Léon Werth, 1879—] — современный французский романист, эльзасец, по убеждениям социалист-пацифист. Его известность в лит-ре основана на романах "Clavel soldat" и "Clavel chez les Majors"… Полная информация

Вертер и вертеризм

Вертер и вертеризмВЕРТЕР И ВЕРТЕРИЗМ. — В знаменитом романе Гёте "Вертер" [1774] изображен принявший форму любовной истории конфликт между человеком и миром (молодой бюргер В., влюбленный в невесту своего… Полная информация

Верфель

ВерфельВЕРФЕЛЬ Франц [Franz Werfel, 1890—] — немецкий писатель, один из крупнейших представителей немецкого экспрессионизма. Творческий путь Верфеля очень типичен, — его прошли многие художники этого… Полная информация