Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Г

К оглавлению

Гофмансталь

ГофманстальГОФМАНСТАЛЬ Гуго, фон [Hugo v. Hofmannsthal, 1874—1929] немецкий писатель. Расцвет его творчества относится к началу XX в. Ученик Ст. Георге (см.), он выражает аристократическую струю западного символизма. Поэт угасающей аристократии, Г. четко и художественно выразил созерцательное, эстетическое мироощущение этого класса в период его увядания, его неспособность к активному участию в жизни. Г. раскрывается целиком в одной из ранних лирических драм "Der Tor und der Tod" (Безумец и смерть, 1899); дальнейшее творчество развертывает центральный образ этой драмы — Клавдио, "человека усталой крови". Основной психологический мотив его — усталость и пресыщенность созерцательным эстетизмом и в то же время сознание обреченности своего стремления к полноте действенных переживаний. Клавдио, молодой эстет, только в минуту смерти понимает необходимость подлинного, интенсивного переживания и в смерти приветствует впервые полноту жизни. Так Г. осознал неутолимость своей жажды преодолеть душевный холод, свою усталость. Отсюда три пути его творчества: показ самого противоречия в его неразрешимости, попытки некоторого утверждения эстетизма, построений (всегда неудачных) своей ультрадейственной реальности.
Ошибочно обычное представление о Г. как о типичном художнике импрессионизма, поэте мимолетного переживания. Уже первая лирическая драма Г. — "Gestern" (Вчера, 1891) — дает в образе Андреа крушение философии мгновения: "Вчера" — обреченность стремления жить мгновением; мотив прошлого, "вчера", — сознание его власти тяготеет над всем творчеством Г. Другая вариация того же основного противоречия — в лирической драме "Die Frau im Fenster" (Женщина в окне, 1899). Ожидание интенсивнейшего часа жизни — любви — прерывается смертью. Тот же мотив развертывает одна из лучших драм Г. — "Der Abenteurer und die Sängerin" (Авантюрист и певица, 1905), где авантюрист, т. е. человек, как бы предназначенный для действенной жизни, раскрывает свою душевную опустошенность. Аналогичный образ, воплощающий внутреннюю неспособность к действию, замыкает в эстетизированную рамку Венеции XVIII в. драма "Das gerettete Venedig" (Спасенная Венеция, 1905).
Лирическая драма "Der Tod des Tizian" (Смерть Тициана, 1899) пытается дать в образе Тициана самоутверждение эстетизма, но мотив смерти, тяготеющий над этой драмой, и здесь подчеркивает его обреченность. Попытки же создания драмы действия — "Elektra" (Электра, 1903) и др. — терпят неудачу, поскольку действие неизбежно низводится к драматической позе.
Свои образы Г. эстетизирует или путем использования сюжетов литературных произведений, или путем развертывания образа неудовлетворенного эстета на фоне эпох, излюбленных эстетизмом — Ренессанс, античность, Венеция XVIII в. и т. д. Основной психологический мотив Г. — неспособность к действию — обусловливает статичность композиции его драм. Патетика жеста дана как застывшее на картине действие, большинство драм Г. являются драматизированной лирикой. Отсюда специфический жанр Г. — маленькие "лирические драмы" в стихах. Статичность композиции в лирике выражается в использовании строгих форм — сонета, терцин ("Gesammelte Gedichte" — "Собр. стихов", 1907), чему соответствует законченность стиха драм. Мотив опустошенности, увядания находит выражение в характере символики природы — картинах осени, заката, вечера. Эстетизированию сюжета, пейзажа соответствует построение стилистических образов, эпитетов и лексики, с одной стороны, на принципе орнаментального нанизывания декоративно-эстетических представлений, с другой — на их группировке вокруг психологических мотивов зрелости, усталости, увядания, сна и т. д. Этот характер их подчеркнут медлительной музыкальностью стиха.
В последние годы Г. дает вещи в совершенно новом для него плане — результат изменившейся психологии аристократии. Они проникнуты покаянием и морализирующим отрицанием капиталистической цивилизации. Прозвучавшие намеком в стилизованной притче о богаче — "Jedermann" [1912] — эти тенденции развертываются в пьесе "Das Salzburger Grosse Welttheater" (Зальцбургский Большой театр жизни, 1923) и в трагедии "Der Turm" (Башня, 1925), построенных на принципах драматургической техники экспрессионизма. Первая делает героем "пьесы, идущей на сцене жизни", нищего, вторая — в образе принца, заключенного в башню властью, разрешает трагический конфликт силы (капитализм) и духа (аристократии) утверждением внутреннего царства духа. Это единственно возможное для отмирающего класса разрешение типично для разоряющейся аристократии послереволюционного периода, ставшей в положение "униженной" и потому оппозиционной социальной группы.
Эти пьесы не означают нового расцвета творчества Г., и оно остается в истории литературы ярким выражением закатно-аристократического эстетического мироощущения.

 Библиография:  I. Не упомянуты выше следующие произведения: трагедии — "Oedipus und Sphinx" (Эдип и сфинкс, 1905), "Alkestis" (Алкеста, 1906); оперетты — "Rosencavalier" [1911], (Ariadne auf Naxos" (Ариадна на Наксосе, 1912); новеллы и комедии в собр. сочин. (6 тт., 1924). Русск. перев.: Драмы, Смерть Тициана, Безумец и смерть, Женщина в окне, Свадьба Зобеиды, Авантюрист и певица, перев. С. Орловского, М., 1906; Электра, Трагедия, перев. О. Чюминой, СПБ., 1907 (неоднократно ставилась на сцене); Дары жизни, Пьеса, перев. О. Чюминой, СПБ., 1908; Сказка 672 ночи, перев. О. Норвежского, СПБ., 1908; Приключение маршала, СПБ., 1909; Царь Эдип, приспособл. для современной сцены, перев. Т. Щепкиной-Куперник, изд. С. Рассохина, 1911. Несколько переводов изданы в "Универс. библиотеке", изд. "Польза" и в "Западных сборниках", т. I, М., 1908 (здесь перев. "Сказка"). В 1923 изд-вом "Мысль" изд. "Сложный характер", Ком. в 3 д., перев. И. Мандельштама. Gesammelte Werke, 6 Bde, 1924; Briefwechsel mit Richard Strauss, 1926.
II. Фриче В. М., Основные мотивы западно-европейского модернизма, сб. "Лит-ый распад", кн. 2, СПБ., 1909; Аксельрод Ида, Литературно-критические очерки, Минск; Sulger-Gebing E., H. von Hofmannsthal, 1905; Borchardt R., Hofmannsthal u. Rilke, 1905; Köllmann A., H. von Hofmannsthal, 1907; Hladny E., Hofmannsthals Griechenstücke, 1910; Borchardt R., Rede über Hoffmannsthal, 1918; Berendsohn W. A., Der Impressionismus Hofmannsthals als Zeiterscheinung, 1920; Thomese I. A., Romantik und Neuromantik mit besonderer Berücksichtigung H. v. Hofmannsthals, 1923.
Е. Гальперина

Другие люди и понятия:

Гофман фон Фаллерслебен

Гофман фон ФаллерслебенГОФМАН фон ФАЛЛЕРСЛЕБЕН Август Гейнрих [Hoffmann von Fallersleben, 1798—1874] — известный немецкий политический поэт и германист. "Неполитические песни" (Unpolitische Lieder, 1840) Г. открыли славный период немецкой… Полная информация

Гофман Э.-Т.-А.

Гофман Э.-Т.-А.ГОФМАН Эрнст Теодор Амедей [Ernst Theodor Amadeus Hoffmann, 1776—1822] — немецкий писатель. Р. в Кенигсберге. По образованию юрист. В 1800 — асессор королевского суда в Познани, 1802 — правительственный советник в… Полная информация

Гофштейн

ГофштейнГОФШТЕЙН Давид [1889—] — еврейский поэт. Р. в Коростышеве, на Киевщине. Рос в деревне, в семье еврея-хлебопашца. Уже будучи на военной службе, Г. экстерном получил аттестат средней школы. В… Полная информация