Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Г

К оглавлению

Граф А.

Граф А.ГРАФ Артуро [Arturo Graf, 1848—1913] — один из крупнейших итальянских поэтов и историков лит-ры. Р. в Афинах; сын профессора-немца и итальянки. Вплоть до смерти был профессором лит-ры в Туринском университете. Как поэт обратил на себя внимание сборником стихотворений "Medusa" [1889], за к-рым следовали: "Dopo il tramonto" (После заката, 1893), "Danaidi" [1897], "Morgana" [1901]; одновременно с этим Г. опубликовывает ряд научных трудов. Г. — один из тех писателей Италии, которые, во главе с Кардуччи, заняли там в 80-х гг. центральное место как поэты и как историки лит-ры (д’Анкона, д’Овидио, де Губернатис, Стеккетти, Капуана). Философским эстетизмом проникнуты почти все описания Г., эрудита-филолога, поклонника Рескина и Карлейля. Хороший знаток средневековья, он — автор "Miti, legendi e saggi del medio evo" [1892—1893]; большое значение имеет его труд "Estetica e arte del Leopardi" [1898], где Граф устанавливает непосредственную связь эстетической доктрины Леопарди с его философией, с одной стороны, и поэтикой — с другой. В своих статьях о современной европейской лит-ре ("Prerafaeliti, symbolisti, esteti", "La letteratura del’avvenire", 1898) он является противником ницшеанства, а также формалистического уклона некоторых символистов, но сочувственно относится к философскому спиритуализму близкого ему Фогаццаро; историко-психологический этюд Графа "Il Diavolo" [1889] — художественный "essai", сходный по теме и по жанру с "Elementargeister" Гейне; здесь дан образ сатаны, начиная с его возникновения, освещена его роль в психологии и художественном творчестве европейских народов; история образа доведена до поэзии Бодлера и Кардуччи. Как поэт Г., испытав некоторое воздействие Кардуччи и прерафаэлитов, стоит однако обособленно в современной ему итальянской лит-ре; он — запоздалый представитель "поэзии мировой скорби". Пессимизм пронизывает поэзию Г. Смерть он называет своей "мрачной музой" (La mia lugubra musa). Общественные мотивы чужды Г., еще более субъективному и индивидуалистическому поэту, чем Леопарди, к-рому он, как и де Виньи, немало обязан.
Основные мотивы Г. воплощены в поэтическом плане символизма; каждое стихотворение объединено вокруг основного философского стержня; чрезвычайно характерны для Графа пластические образы, которые однако никогда не имеют у него самостоятельного значения, каковое они приобретают у парнасцев. Стих Г. — мелодический, музыкальный; Г. — один из лучших мастеров сонета. Идеи смерти, всевластной, всемогущей, и страдания как единственной реальности, столь близкие Леопарди, а отчасти и Ленау, определяют мировоззрение Г. — мировоззрение аристократии, сторонящейся и не приемлющей урбанизма, капиталистической культуры и обреченной на гибель. В условиях растущего финансового капитализма Г. реагировал на властно вторгающиеся в поэзию общественные влияния вполне последовательным для него переходом к оккультизму, нашедшему себе яркое выражение в последних его произведениях: романах — "Il Riscatto" (Искупление, 1901) и "Per una fede" (Во имя веры, 1906), сборнике — "Poemetti drammatici" [1905] — наилучшая из этих "поэм" "Fausto ed Ahasvero" (см. "Агасфер"), стихотворениях — "Le Rime della Selva" [1906] и в книге — "Ecce Homo, Aforismi e paraboli" [1908].

 Библиография:  I. На русск. яз: Веселовский Ю. А., Поэзия скорби и гуманности, "Лит-ые очерки", т. I, изд. 2-е, М., 1910; на русск. яз. переведено лишь одно стихотворение Г. — "La Morte Regina" (Смерть царица) С. Головачевским (приведено в упомянутой статье Веселовского). L’Anglomania e l’influsso inglese in Italia nel secolo 18, Torino, 1911; Attraverso il cinquecento, 1888; Le Danaidi, 2-a ed., 1905; Foscolo, Manzoni, Leopardi, saggi, 1898; Roma nella memoria e nella immaginazioni del medio evo, 2 v., 1882—1883.
II. Dornis Jean, La poésie italienne contemporaine, P., 1898; Morandi M., Arturo Graf, 1921; Farinelli A., Arturo Graf, "Journal of english and german Philology", 1922; Rizzo R., Pessimismo e spiritualismo nell’opera poetica di Arturo Graf, 1921; Foà A., Arturo Graf, Giovanni Pascoli, Orazioni, 1925.
А. Шабад

Другие люди и понятия:

Графика

ГрафикаГРАФИКА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем… Полная информация

Граф О. М.

Граф О. М.ГРАФ Оскар Мариа [Oskar Maria Graf, 1895—] — немецкий писатель. В 1920 году вышла автобиографическая повесть Графа "Юность" (Frühzeit). Молодой писатель рассказал здесь о своем тяжелом жизненном пути…. Полная информация

Гребинка

ГребинкаГРЕБИНКА Евгений Павлович [1812—1848] — украинский писатель 30-х гг. XIX века, дошевченковского периода. Его басни "Приказки" (1834; 4-е издание 1878) были после "Энеиды" Котляревского (см.) одним… Полная информация