Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Джусти

ДжустиДЖУСТИ Джузеппе [Giuseppe Giusti, 1809—1850] — наиболее видный поэт итальянского национально-освободительного движения. Сын видного сановника; по образованию — юрист. Его политические сатиры в стихах распространялись в 30-х и 40-х гг. по всей Италии, снискав себе громадную популярность среди итальянской мелкой буржуазии, и особенно — радикальной интеллигенции, стремившейся к освобождению и объединению Италии, раздробленной и поделенной между Австрийской империей и феодальными государями. Д. — яркий выразитель нового периода — эпохи "Risorgimento" (Воскресения) — эпохи массовых выступлений революционного характера в Италии, толчок к к-рым дала революция 1830 и которые завершились движением 1848—1849. Во главе общественно-литературного движения стояла тогда радикальная интеллигенция в лице "Молодой Италии", и, следуя ее примеру, подняли свой голос идеологи более умеренных буржуазных групп. Наиболее левый среди них, Д. колебался между конституционализмом и республиканством; будучи другом Мадзини (см.), он однако относился скептически и к социалистам-утопистам ("Gli Umanitari") и к радикальной интеллигенции ("Il Sortilegio"). Вполне устойчивым было лишь его стремление к единству Италии, скорбная судьба которой изображена им в сатире "Lo Stivale" ("Сапог" — намек на географические очертания Италии); он страстно желает этому сапогу быть "tutto di un pezzo e di un colore" ("из одного куска и одноцветным"). Он затрагивает в сатире и папу ("Brindisi", "Il papato di prete Pero"), и аристократов ("Il Ballo" и другие), банкиров и буржуа ("Le memorie di Pisa", "La coronazione" и другие); дает ряд великолепных сатирических портретов ("Gingillino", "Girella" и другие). Примыкая отчасти к шутливой поэзии своего времени (Гваданьоли и др.), называя свои сатиры "scherzi" (шутки), Д. в то же время продолжает традицию националистической сатиры Парини (сочинения к-рого он выпустил под своей редакцией, 1846). От той и другой Д. отличает его поэтика. Он увлекался тосканскими народными песнями, так называемыми "rispetti", собирал тосканские народные изречения и пословицы; элементы народного диалекта Тосканы очень сильны в его языке. Изучение фольклора и народного говора и подсказало ему его своеобразный стиль, почти народный, песенный склад стиха, в значительной степени обусловивший огромную популярность его стихотворений среди демократических слоев населения. Как поэт радикальной мелкой буржуазии Д. отчасти близок Беранже; как и последний, Д. мастерски использовал форму народной песни.

 Библиография:  I. Первое собрание стихов ("I Versi") появилось в 1844; лучшее издание Д., с предисловием, комментариями, с приложением отзывов современной и новой критики, избранных писем Д. и т. п. принадлежит современному поэту Aldo Palazzeschi, в серии "Le più belle pagine dei scrittori italiani, scelte da scrittori viventi", под ред. Ugo Ojetti, Milano, 1922. Издания прозы Д.: Raccolta di proverbi toscani, 1853; изд. 2-е, 1877; Discorso della vita e della opere di G. Parini, 1846; несколько журнальных статей о Данте; Epistolario, 2 тт., 1859, 1882 (все письма). На русский яз. Д. переводился только в журналах; на все европейские яз. переведен.
II. Джузеппе Джусти, очерк жизни и произведений, "Вестник Европы", 1882, № 10; главы о Д. в курсах Гаспари, Оветта, Шерра, т. I, М., 1896; Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916; Horner S., The Toscan poet Giuseppe Giusti and his time, 1864; Caldi A., La satira civile del Parini e del Giusti, 1908; Parodi Tommaso, Poesia e letteratura, 1916 (ст. о Giusti); статьи в изд. Palazzeschi, 1922; Ghirizzani G., Giusti e i suoi tempi, s. a.; Romussi Carlo, Vita di Giuseppe Giusti, s. a.; Carducci G., Opere, ed. Zanichelli, Bologna, v. XIX.
III. Bibliografia Giustiana straniera, "Rivista Internazionale", marzo 1876; Bibliografia Giustiana, "Rivista Abruzzese", marzo-novembre 1893.
А. Шабад

Другие люди и понятия:

Дзагуров

ДзагуровДЗАГУРОВ Григорий Алексеевич — видный культурный деятель Осетии, один из первых сторонников и инициаторов перехода на латинскую графику. В своей брошюре "Новая осетинская графика на… Полная информация

‘Дзвін’

'Дзвін'"ДЗВІН" — литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал, орган украинской соц.-дем. рабочей партии, издавался в Киеве в эпоху "Звезды" и "Правды"… Полная информация

Дзёрури

ДзёруриДЗЁРУРИ — возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения. Прототипом для Д. послужило искусство бродячих монахов,… Полная информация