Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Драхман

ДрахманДРАХМАН Гольгер [Holger Drachmann, 1846—1908] — выдающийся датский поэт. Первоначально занимался живописью; его импрессионистские картины — морские пейзажи; страстную любовь к морской стихии он сохранил на всю жизнь. В 1870 посылал из Лондона очерки о датской живописи. Вращаясь в английских рабочих кругах и в среде французских коммунаров, Д. увлекся революционными идеями, о чем свидетельствуют стихотворения: "Английские социалисты", "Король Моб", "На равнине Сатари", вошедшие в первый сборник его стихов [1872]. Демократические симпатии Д. ярко сказались и в его рассказах из жизни датских моряков ("Paa Sömands Tro og Love" и др.). В написанных в 70-х гг. романах и повестях и даже лирических стихотворениях Д. — верный последователь Брандеса, один из столпов политического и лит-ого радикализма. Д. ненавидит современный общественный строй, но, потеряв надежду на то, что "последний час европейской буржуазии пробил", как типичный представитель мелкой буржуазии отворачивается от реальной действительности. Д. восстает против гегемонии реализма; в виде протеста против него пишет две пьесы, в которых романтически трактуются сказочные мотивы.
В 1883, в книге "Skyggebilder" (Силуэты), Драхман открыто порывает с модернизмом в искусстве, умственным течением в Дании, возглавляемым Брандесом, и пытается создать особое движение, основанное на идее патриархального национализма; его творчество того времени проникнуто национальным пафосом. Однако в 90-х годах намечается новый отход Драхмана от современного общества, выразившийся в игнорировании существующих моральных норм: образ женщины-соблазнительницы (куртизанка Шейтан в "Турецком Рококо", Сулейма в "Книге песней" и шантанная певица Эдит в романе "Forskrevet") становится у Д. центральным; поэт отдается культу сладострастия и истерических экстазов; "опьянение и война" прославляются как благодетельные силы жизни. Главные лица произведений этого периода — люди, стоящие по ту сторону "общества": средневековые ваганты, лондонские проститутки, странствующие школяры и т. д. Современности выносится строгий приговор: культура XIX в. обманула людей, привела старшее поколение к "фривольному романтизму", а лучших представителей молодого поколения — к "разъедающей иронии". Так метался Д. от социализма к патриархальному национализму и от последнего — к моральному анархизму. В последние годы жизни он написал несколько лирических мелодрам и стихотворений, проникнутых резиньяцией. Д. — один из самых крупных лирических поэтов Дании. Как прозаик и драматический писатель он много слабее; его романы и драмы ценны лишь постольку, поскольку насыщены лиризмом. Их мир — романтически воспринятое средневековье.

 Библиография:  I. Puel og Virginte under nard, "Bredde", 1879. На русск. яз. переведено: Тысяча одна ночь, Драма-сказка, перев. А. Гакзен, изд. Скирмупта.
II. Скриба (Е. А. Соловьев), Возрождение романтизма, газ. "Новости", 1897, № 320; Тиандер К., Датско-русские исследования, в. II, 1913; Vedel V., Holger Drachmann, 1909.
О. Р.

Другие люди и понятия:

Древнееврейская литература

Древнееврейская литератураДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. I. ДРЕВНЕЙШАЯ — см. "Библия". II. ДРЕВНЯЯ — обнимает последние пять веков до и первые пять веков после начала христианского летосчисления. В начале и середине… Полная информация