Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Гундольф

ГундольфГУНДОЛЬФ Фридрих (Gundolf — псевдоним Фридриха Гундельфингера) [Friedrich Gundelfinger, 1880—] — немецкий литературовед, главный представитель метафизически-феноменологического течения в духовно-исторической школе, наиболее тесно связанной с современной идеалистической философией в Германии. В молодости Гундольф печатал стихи в духе Георге (см.) в "Blätter für die Kunst" [1899—1919] и вместе с Ф. Вольтерсом издавал журнал "Jahrbuch für die geistige Bewegung" [1910—1912]. Впервые Г. применил свой новый литературоведческий метод в книге "Шекспир и немецкий дух" [1911], встреченной всеми сторонниками "науки о духе" с большим энтузиазмом. В ней же Гундольф формулирует три основных пункта, отличающих гл. обр. его метод от остальных литературоведческих методов "науки о духе": 1. Весь фактический материал (биографического и историко-филологического характера) должен быть отнесен к "преддверию науки", как не имеющий существенной связи с литературоведением. 2. Задачей исследователя является "символическое толкование" писателя. 3. Личность писателя играет решающую роль. Но четкое оформление метод Г. получил лишь в его нашумевшей книге о Гёте [1916, изд. 12-е, 1925]. Своей абсолютно субъективной и глубоко мистической концепцией исторического процесса эта книга вызвала огромную полемическую лит-ру (Корф, Стефанский, Бертрам, Цизарц, Зауэр и мн. др.) и послужила поводом для резкого размежевания отдельных направлений, наметившихся к тому времени среди представителей духовно-исторической школы. Метод Г. в целом был отвергнут не только представителями историко-филологической школы и формалистами, но и Б. Кроче (см.) выступил с целой книгой о Гёте [1920], направленной в особенности против мистицизирования истории. Но Г. приобрел в то же время сторонников, и его направление сделалось одним из наиболее влиятельных в немецком литературоведении в течение последнего десятилетия. Основные произведения Г. — биографии: "Hölderlins Archipelagus" [1911, изд. 2-е, 1916], "George" [1920], "Dichter und Helden" [1921, изд. 2-е, 1923], "Heinrich von Kleist" [1922, изд. 2-е, 1924], "Martin Opitz" [1923], "Paracelsus" [1927] и особенно "Caesar, Geschichte seines Ruhms" [1924], "Caesar im 19 Jahrhundert" [1926] и капитальный труд "Shakespeare, sein Wesen und sein Werk" [2 тт., 1928].
Метод Г. является прежде всего резкой реакцией против историко-филологической и формально-эстетической школ; отрицательное отношение его ко всему биографическому в старом понимании и ко всякому "критическому" аппарату дошло до того, что Г. не указывает, откуда он берет цитаты, устанавливает свои правила правописания и знаки препинания. Но метод Г. вместе с тем — реакция против материализма и реализма вообще, и в этом отношении он отражает общефилософское развитие (буржуазное) Германии в конце XIX и в начале XX веков. Провозглашением синтеза единовременности переживаний и творчества Г. пытался устранить дуализм метода Дильтея (см.), создателя теории так. наз. "науки о духе", на учение к-рого о структурной связи между переживаниями писателя и их художественным оформлением вполне правомерно опирались как формалисты, так и сам Г. Жизнь и творчество, по Гундольфу, едины, искусство не есть следствие или цель человеческого бытия, а первичная форма жизни; великий художник существует лишь постольку, поскольку он проявляется в своих произведениях — искусство есть сама жизнь. Жизнь и произведения писателя являются лишь разными атрибутами одной и той же субстанции, одного телесно-духовного единства, проявляющегося одновременно как движение и форма.
Такое своеобразное "преодоление" Г. дуализма Дильтея находится в тесной связи с развитием идеалистической философии последних десятилетий, гл. обр. с философией Бергсона, который рассматривает жизнь не только как часть всемирного бытия, а именно как абсолютное, как совокупность бытия, как цель и мерило всего. Г., так же как и Бергсон, признает источником познания жизни не объективное исследование, а интуицию. И подобно тому как Бергсон истинным знанием считает лишь постижение живого существа, так и Г. всецело переносит исследование художественной лит-ры в область психологии (интуитивной) и находит основной мотив творчества в "философии жизни", в "жизненном потоке, в вечном изменении жизни человека". Но тут есть глубокое противоречие: вечно движущаяся, в безграничном потоке непрерывно изменяющаяся жизнь доступна в искусстве нашему мышлению и созерцанию лишь как неподвижная художественная форма. Г. тщетно пытается устранить это противоречие.
Исходя при анализе художественного творчества не из реальных, объективно существующих явлений, определяющих мировоззрение писателя и процесс его творчества, а из абстрактной, "вечно" существующей идеи и саморазвивающегося духа, видя задачи литературоведения не в "объяснении" явлений, а в их "понимании", Гундольф прежде всего требует "коренного изменения мировоззрения литературоведа", ибо всякий метод, опирающийся на формальные свойства художественного произведения, бесплоден.
Но если, как полагает Г., предметом истории является лишь живое, а тем, что литературовед считает живым, определяется его миропонимание — то неизбежна полнейшая субъективизация исторического процесса. Для Г. этим живым являются особые силы, проявляющиеся в личности и творчестве великих художников. Основная задача литературоведа — выделить из всех замаскированных течений и тенденций эпохи движущее, первичное начало и конструировать носителя его, "единый образ", "сильного художника", способного проявить свою сущность и преодолеть внешние препятствия. Писатель так. обр. становится предметом субъективного переживания его исследователя, писатель становится "мифом". В то же время немецкая идеалистическая философия провозгласила лозунг: наука и миф — равноправные формы познания. И биография Гёте Г., напр., имеет мало общего с историческим Гёте: это — оформленное художественное мировоззрение самого Г. В чем же сущность этого мировоззрения? Прежде всего Г. различает в творчестве два вида переживаний: "Urerlebnis" и "Bildungserlebnis". Первые переживания — это потрясения, которые человек испытывает в своей внутренней сущности, как например религиозные, титанические, эротические переживания. Вторые — последствия духовно-исторического влияния, оформленного в историческом развитии идей в области искусства, религии и науки. Идеалом "цельного человека", космически-одухотворенного, трагически или героически возвышенного "вечного человека" Гундольф считает пять символических прототипов: Гёте, Гельдерлина, Георге, Наполеона и Ницше. Антиподом этого типа является "прогресс"; он начинается с реформации, освобождающей скованные до нее "взрывчатые силы" христианства (неудовлетворенность, чувство виновности и раскаяние) и создающей "борющуюся душу", к-рая представляет собой такой же лживый идеал современности, как и неутомимый предприниматель. "Прогресс" создал раздвоенность между становлением и бытием, судьбою и жизнью, идеалом и действительностью — этот "прогресс", "властелин XIX в.", превратил народ в "хаотическую массу", сделав его объектом всеобщего образования. Г. стремится к восстановлению "настоящего", "античного" человека, к-рый один лишь может устранить двойственность и стать цельным, работая над собою с величайшей энергией и волей.
Идеологическое содержание метода Г. — это своеобразное сочетание неоромантических идей мелкобуржуазного интеллигента, уходящего из давящего его капиталистического мира в средневековье, с требованием аристократического художника-жреца, возводящего искусство в религиозный культ строгого неоклассического стиля.
Наиболее талантливыми сторонниками Г. в немецком литературоведении можно считать Э. Бертрама ("Nietzsche", 1918 и др.) и Г. Цизарца ("Erfahrung und Idee", 1921 и мн. др.); последний старается подвести теоретический фундамент под метод Г. в своей известной книге "Literaturgeschichte und Geisteswissenschaft" [1926]. Влияние Г. сказалось особенно сильно прежде всего в так наз. новой биографике (Э. Людвига, Ст. Цвейга, Гофмансталя и др.) и затем в жанре "писательского романа".

 Библиография:  II. Wandrey Conrad, Fr. Gundolf und Stephan George, "Neuer Merkur", Juli, 1921; "Euphorion", 14, Ergänzungsheft (Gundolf-Heft), Wien, 1921; Cysarz H., Fr. Gundolf und die deutsche Geisteswissenschaft, "Der Morgen", August, Berlin, 1927; Böhtlingk A., Gundolfs "Shakespeare" in deutscher Sprache, Ein Vademecum, 1929.
Ф. П. Шиллер

Другие люди и понятия:

Гурамишвили

ГурамишвилиГУРАМИШВИЛИ Давид [1705—1786] — грузинский поэт. Происходил из состоятельной дворянской семьи. Воспитывался в эпоху, когда Грузия подвергалась нашествию персов, тюрков и лезгин. В 1725, во время… Полная информация

Гурбан-Вайянский

Гурбан-ВайянскийГУРБАН-ВАЙЯНСКИЙ Светозар [Hurban-Vajanský, 1847—1916] — известный словацкий романист, сын видного деятеля словацкого возрождения И. Гурбана. Учился в Будапеште, был адвокатом, а затем редактором… Полная информация

Гуревич

ГуревичГУРЕВИЧ Любовь Яковлевна [1866—] — беллетрист, лит-ый критик, театровед, переводчик (псевдонимы — Л. Горев, Н. Н.). В 90-х гг. — участница идеалистического движения. Близкая символизму, Г. в то же… Полная информация