Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Деблин

ДеблинДЕБЛИН Альфред [Alfred Döblin, 1878—] — немецкий писатель-экспрессионист. Д. ставит в своих произведениях общие всем немецким экспрессионистам проблемы целеустремленности, сущности жизни и борьбы человека за духовные, в противовес материалистическим, идеалы. Д. разрешает эти проблемы мистическими размышлениями и образами необыкновенных людей, борющихся за самосовершенствование. Чтобы оторвать свои образы и размышления от всякой реальной действительности, автор часто переносит действие в необычную обстановку. Так, место действия романа Д. "Die drei Sprünge des Vang-lun" (Три прыжка Ван-луна, 1915) — Китай, где могут свободно проявляться таинственные силы неведомой души китайского народа. Основная идея книги: найти истинный путь к освобождению и всеобщему братству можно не действием, а подчинением судьбе. Д. представляет здесь истинную революцию как экстатический взлет над материальной жизнью. В другом романе — "Berge, Meere und Giganten" (Горы, моря и гиганты) — дана утопия, в к-рой автор хочет показать борьбу за новый мир, за новую религию и новый духовно-мистический уклад жизни.
Все эти путанно-бредовые и мистические идеалы писателя выражают психологию немецкой мелкой буржуазии, совершенно выбитой во время войны и революции из обыденной колеи жизни. Этот классовый характер Д. ярче всего раскрывает роман "Wadzeks Kampf mit der Dampfturbine" (Борьба Вадцека с паровой турбиной, 1918), где показан мелкий фабрикант, потрясенный до безумия своим разорением, вызванным установкой новой турбины на фабрике конкурента. Самое трагическое в этой истории то, что страдания Вадцека остаются безрезультатными, а его воображаемая борьба с паровой турбиной — напрасной и смешной. У Д. двоякое отношение к городу и машинизации. В романе "Wadzeks Kampf mit der Dampfturbine" он преклоняется перед могуществом города и техники, в романе же "Berge, Meere und Giganten" это преклонение переходит в мистический ужас и проповедь бегства на мирное лоно природы.
В последних произведениях Д. еще сильнее выражены мистические искания. В большом эпическом произведении "Manas", написанном в 1927, повествуется о сверхчеловеке Манас и создается миф о борьбе человеческого духа с природой.

 Библиография:  I. Кроме указанных выше произведений. Д. написано: Ermordung einer Butterblume, 1913; Lobensteiner, 1917; Der schwarze Vorhang, 1919; Der deutsche Maskenball, 1920; Lusitania, 1921; Wallenstein, 2 Bde, 1922; Nonnen von Kemnade, 1923; Blaubart und Miss Ilsbill, 1924; Die beiden Freundinnen, 1925; Reise in Polen, 1925; Feldzeugmeister Cratz, 1926.
А. Запровская

Другие люди и понятия:

Деборд-Вальмор

Деборд-ВальморДЕБОРД-ВАЛЬМОР [Marceline Desbordes-Valmore, 1785—1859] — известная французская поэтесса XIX века. Она родилась в семье иконописца и мастера церковной утвари, у к-рого революция отняла единственный источник его… Полная информация

Деветсил

ДеветсилДЕВЕТСИЛ [Devětsil] — ассоциация деятелей искусства в Чехо-Словакии (Прага и Брно). Основание Д. совпало с бурным ростом рабочего движения в Чехо-Словакии [1920], к-рое наложило на всю его… Полная информация

Деглав

ДеглавДЕГЛАВ Август [August Deglav, 1863—1923] — латышский романист. Его творчество определено условиями эпохи 70—80-х гг., когда быстрый рост капитализма, сопутствуемый банкротством… Полная информация