Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Дейссель

ДейссельДЕЙССЕЛЬ Лодевейк, ван [Lod. van Deyssel, 1864—] — голландский беллетрист и критик, крупнейший представитель натуралистического романа в Голландии. Сын писателя И. Альбердингк-Тейма (Д. — псевдоним); получил классическое образование; одно время работал в книжной торговле; очень рано начал печататься в литературных журналах ("Dietsche Warande", 1881 и др., после 1887 — гл. обр. в "De Nieuwe Gids"). Имя Д. связано с мелкобуржуазными "революционными" тенденциями в голландской лит-ре, так наз. "движением 80-х гг.". Его первое значительное произведение — "Новая Голландия" (Nieuwe Holland, 1884) — послужило программой движения; Д. обрушивается здесь на мещанскую литературу старого поколения, рельефно выражая самосознание радикальной мелкой буржуазии. Он мечтает о возрождении классицизма в голландской литературе, обеспечивающего ей первенствующее место в мировой литературе. Следующее произведение Д. — "Over Literatuur" — также носит критический характер, и лишь в романе "Любовь" (Een Liefde, 1889), написанном в духе Золя, голландский натурализм получил свое наиболее значительное выражение. "Een Liefde" отражает отличительные черты этого направления в лит-ре малой страны, лишенной широких социально-экономических перспектив: центральный образ — женщина в узком, домашнем кругу; роман развертывается на описании мелких деталей из жизни мещанской семьи, отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Сила произведения — в мастерском реалистическом описании обстановки и в воинствующей критике, к-рой подвергается старая мораль.
В следующем романе — "Маленькая республика" (De kleine Republick, 1889) — и в целом ряде натуралистических рассказов ("De Konig der eeuwen", "In de Zwemschool", 1891, "Jeugd", 1892, "Sneeun" и др.) уже намечается частичный отход Д. от натурализма. В 1894 Д. ушел из "Nieuwe Gids" и вместе с А. Вервей (см.) основал "Двухмесячный журнал" (Tweemaandelijksch Tijdschrift). Мелкобуржуазное лит-ое движение уже исчерпало себя: некоторые участники его пришли к социализму, другие отошли от общественности. К последним принадлежал и Д. Он приблизился к импрессионизму Гонкуров, а вскоре и к мистицизму Метерлинка и символизму Гюисманса (ср. его "Van Zola tot Maeterlinck. Tot een Levenjleer", 1895, "Adriaantjes", 1904, и др.). В начале XX века Д. снова присоединился к группе "Nieuwe Gids", а с 1909 состоял редактором этого журнала. Но к этому времени уже все движение признало самодовлеющее "чистое искусство" своим руководящим принципом. Самое выдающееся произведение второго периода творчества Д. "Frank Rozelaar" [1911] — роман эстета-индивидуалиста. В этом же духе написаны и его последние произведения: "Werk der laatste Jaren" — "Произведения последних лет" [1922], "Kleinigheiden" — "Мелочи" [1926] и др.

 Библиография:  I. Verzamelde Opstellen, 11 vv., Scheltema en Holkema, Amsterdam, 1924; Gedenkschriften, Amsterdam, 1926.
II. Acket J. M., L. van Deyssel, "Gids", 1896, IV; Havelar J., L. van Deyssel, "Gids", 1912, IV; Ritter P. H., L. van Deyssel, Haarlem, 1921; Stokwis J. Benno, L. van Deyssel, Amsterdam, 1921.
Ф. Шиллер

Другие люди и понятия:

Действие

ДействиеДЕЙСТВИЕ — термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина "акт" (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую… Полная информация

Декав

ДекавДЕКАВ Люсьен [Lucien Descaves, 1861—] — французский писатель. В прошлом представитель мещанского радикализма, Д. занимает сейчас кресло в Академии Гонкуров и очень далек от какой бы то ни было… Полная информация

Декадентство

ДекадентствоДЕКАДЕНТСТВО ["упадочничество", от французского "decadence" — упадок] — термин для обозначения лит-ого течения, появившегося во Франции в 80-х гг. XIX в. и в 90-х — 900-х возникшего в России,… Полная информация