Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - И

К оглавлению

Жироду

ЖиродуЖИРОДУ Жан [Jean Giraudoux, 1882—] — французский писатель. Сын инженера, чиновник министерства иностранных дел. Первая книга Ж. ("Provinciales") появилась в 1909.
Рантьерская буржуазия, значение к-рой во Франции столь велико, находит многочисленных своих выразителей в искусстве. Здесь и классики, дающие полное, развернутое, монументальное выражение мировосприятия этой социальной группы, как А. Жид или Марсель Пруст, и продолжатели, менее глубокие, но более современные в своих интерпретациях; к последним принадлежит Жироду.
"Провинциалы" (Provinciales), "Школа равнодушных" (L’école des indifférents, 1912), "Симон патетический" (Symon le pathétique, 1918), "Сюзанна и Тихий океан" (Suzanne et le Pacifique, 1921), "Эглантина" (Églantine, 1927) — книги, наиболее характерные для Ж., — являются выражением вполне специфической системы представлений. От совершенно неподвижных, застывших в сонном спокойствии, чисто созерцательных "Provinciales" (особенно любопытны здесь открывающие книгу этюды "Из моего окна", представляющие классическое выражение инертной созерцательности), непосредственно продолжающихся в "L’école des indifférents", мы переходим к "Симону" и "Эглантине", в к-рых бытие преуспевающего рантье получает изощреннейшую, можно сказать, патетическую документацию, и далее к "Сюзанне" — повести, в к-рой схема робинзонады, когда-то наполнявшаяся кипучей активностью буржуазного класса (Дефо), получает толкование, соответствующее направлению "Провинциалов", "Симона" и "Эглантины", — робинзонада оказывается рантьерской, чисто потребительской утопией.
В этих произведениях Ж. складывается образ буржуа, отвлеченного от всякой хозяйственной функции, дезактивизированного, занимающегося только потреблением благ. Симон, прежде всего заботящийся о своей прическе, или Жак (из "L’école"), больше всего думающий о своем костюме, Сюзанна, осмысливающая необитаемый экзотический остров как огромный будуар, или Эглантина, стремящаяся взобраться повыше по лестнице роскоши, — все это различные выражения единого мироотношения, характерного для большинства произведений Ж.
Окружающая действительность воспринята Ж. статично, в состоянии покоя, оцепенения. Здесь ничто не движется, не перемещается. Ограниченность, специфическая замкнутость видения находит свое выражение в переизощренности, нецелеустремленности, своеобразной "болотистости" стиля. Мы имеем дело все время с неспешным облюбовыванием, дегустированием вещей внешнего мира и тех бедных по содержанию эмоций и несложных поступков, к-рые входят в кругозор рантье-созерцателя. Искусство Ж. характеризуют: постоянная внутренняя заторможенность, восходящая к желанию видеть ощущение длящимся, безразличие, спокойствие, абсолютная бесцельность. Созерцательный пассивизм, социальная инертность рантьерской буржуазии находят здесь свое глубокое выражение.
Ж., дающий в своих произведениях столь последовательное выражение ее мировосприятия, как естественно ожидать, патриотичен, и "прекрасная Франция" часто выступает в его произведениях в явно шовинистическом облике. Так, "Adorable Clio" [1920], книга военных повестей, является откровенной и достаточно наглой антигерманской патриотической демонстрацией. В романе "Зигфрид и Лимузен" (Zigfried et le Limousin, 1922) — патриотическая заносчивость автора раскрывается в оценке "двух культур" (романской и германской), противоположность к-рых для Ж. очевидна.
В романе "Белла" (Bella, 1926) мы находим признаки некоторого движения, начинающейся активизации — люди, здесь выступающие, показаны в некоем живом функционировании, до какой-то степени они извлечены из созерцательного болота. Но это очень специфическое функционирование: наши старые знакомые — Симоны и Жаки — становятся бюрократами, крупными чиновниками III республики, как известно, содержащей обширную касту чиновничьей аристократии, также являющуюся своеобразной паразитарной группой. Было бы наивно представлять Ребандаров, Дюбардо и Фонтранжей — три бюрократических династии, выступающие в романе как противоположности, — не связанными теснейшим единством. Это лишь разновидности героя, восходящего к "Провинциалам", "Школе", "Симону", "Сюзанне", на новом этапе развития, в чиновничьем выражении. Мы не имеем здесь дела с катастрофическим потрясением — процесс протекает достаточно плавно — все, что содержалось в "чистом" рантье раннего периода, дано и здесь, новое качество возникает как результат количественных изменений. Персонажи романа "Белла" — это рантье, ставшие бюрократами, потребляющие блага синекур III республики.

 Библиография:  I. Другие произведения Ж.: Amica, America, 1918; Juliette au pays des hommes, 1926; Eléonore, 1926; Première disparition de Jérôme Bardini, 1926; Le Sport, 1928. На русск. яз. перев.: Дон Мануэль лентяй, Рассказ, перев. В. А. Изенберг, изд. "Сеятель", Л., 1925; Жизнь Лазаря Гота, Роман, перев. В. В. Фроловой, изд. "Прибой", Л., 1927; Бэлла, Роман, перев. З. Вершининой, предисл. И. Нусинова, Гиз, М., 1927; Зигфрид и Лимузен, Роман, перев. С. Я. Парнок и З. А. Вершининой, вступ. ст. И. М. Нусинова, Гиз, М., 1927; Святая Эстелла, Расказ, перев. Е. Рафальской, Гиз, М., 1927 ("Универс. биб-ка"); Сюзанна-островитянка, Роман, перев. М. И. Барской и Л. И. Вольпин, под ред. Б. Лифшица, Гиз, Л., 1927; Школа равнодушных, Рассказы, перев. З. Вершининой, ред. А. Эфроса, изд. "Круг", М., 1927.
II. Жалу Э., Жан Жироду, "Современный Запад", 1924, II, IV; Нусинов И., Ст. при русск. изд. "Зигфрида и Лимузена", Гиз, 1927; Песис Б., Жан Жироду, "Новый мир", 1929, III; Рыкова Н., Жан Жироду, "На лит-ом посту", 1928, XVIII; Луначарский А. В., Театр на Западе и у нас, "Изв. ВЦИК", 15/IX 1929; Crémieux В., XX siècle, 1-e série, 1924; Humbourg P., J. Giraudoux, P., 1926; Lalou R., Histoire de la littérature française contemporaine, P., 1926; Durtain L., Après "Bella": l’orientation de la géneration actuelle, "Europe", 1926, IV; Bourdet M., J. Giraudoux, son œuvre, P., 1929.
И. Анисимов

Другие люди и понятия:

Жития святых

Жития святыхЖИТИЯ СВЯТЫХ — произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов…. Полная информация

Житков

ЖитковЖИТКОВ Борис Степанович [1876—] — автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит-ую деятельность… Полная информация

‘Життя й революция’

'Життя й революция'"ЖИТТЯ Й РЕВОЛЮЦИЯ" — украинский советский литературно-художественный журнал. Издается Государственным издательством Украины, печатается в Киеве, книжками в 12 печатных листов. Начал… Полная информация