Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - И

К оглавлению

Златовратский

ЗлатовратскийЗЛАТОВРАТСКИЙ Николай Николаевич [1845—1911] — русский писатель-народник. Р. во Владимире, в семье мелкого чиновника. Окончив в 1864 гимназию во Владимире, З. в течение года состоял вольнослушателем Московского университета, после чего поступил в 1866 в Петербургский технологический институт. Но З. не мог окончить курса: тяжелая нужда и борьба за существование не давали ему возможности учиться. К этому времени относятся его первые лит-ые опыты — беллетристический набросок "Чупринский мир", напечатанный в "Отечественных записках" за подписью Н. Череванин, и мелкие очерки в "Искре" и "Будильнике". Тяжелая жизнь сильно подорвала его здоровье; ему пришлось оставить Петербург и уехать к родным во Владимир. Там он в 1874 написал свое первое крупное произведение "Крестьяне-присяжные", которое доставило ему лит-ую известность. Затем последовал в 1876 "Маленький Щедрин", в 1877 — "Золотые сердца", в 1878—1882 печатались "Устои", в 1879 — очерки "Деревенские будни". В 1910 вышли его весьма ценные художественные воспоминания из эпохи 60-х гг. "Как это было".
Все произведения З. проникнуты необычайным оптимизмом: он является ярким выразителем тяги мелкобуржуазной интеллигенции к народу. В ряде рассказов З. рисует прекрасные свойства простых трудовых людей, говорит о цельности и гармоничности крестьянского общинного миросозерцания. В мужике З. видит только лучшие стороны, призывает учиться у народа его мудрости. "Крестьяне-присяжные" З. болеют совестью за неправду людскую и, так же как передовые интеллигенты, мечтают о совершенном социальном устройстве; Филаретушка говорит о "лепутатах", устанавливающих, "как крестьянскому устроению, согласно желанию мирскому и справедливости, подлежит быть". В главном своем произведении — романе "Устои" — З., рисуя жизнь ряда деревень, противопоставляет два мира: группу крестьян — хранителей "устоев", и — новых людей деревни, кулаков, нарушающих сложившиеся веками обычаи. Столкновение принципа общины и принципа личных имущественных прав проходит через весь роман. Превознося общину, З. все же показывает, как слабы при изменившемся экономическом положении "устои". Предъявленное на самовольном сходе требование земельной "поровенки" так и остается в воздухе, а стремление крестьянского поселка организовать общину не осуществляется из-за кулаков-собственников.
В своих произведениях З. дает идеализированную картину крестьянской жизни во всех ее проявлениях — мира, схода, мирного земледельческого труда на фоне общинного уклада. Психологическое раскрытие переживаний крестьян З. не удается (рассказы "Авраам", "Деревенский король Лир" и др.). Повествование у него, как и у большинства писателей-народников, растянуто и изобилует обилием этнографического материала, иногда вводимого в рассказ в сыром, первичном виде; присущи З. и публицистичность, голое морализирование. Умиляясь перед "золотыми сердцами народа", З. часто впадает в тон то торжественно приподнятый, то сентиментальный. В таком торжественном тоне выдержана почти вся третья часть "Устоев", описывающих трудовую жизнь хозяйственного мужика. Не "критический", подобно Гл. Успенскому, а "последовательный" народник, З. недостаточно осветил расслоение деревни, обостряющиеся в недрах ее классовые противоречия. Гуманный идеализм в известной мере сближает его с Короленкой. Можно предполагать, что творчество З. выражало настроенность более устойчивых слоев мелкой буржуазии. В этом — социальные корни его оптимизма.

 Библиография:  I. Большинство произведений, преимущественно беллетристического характера, вошло в 3-е изд. "Собр. сочин." (в 3 двойных томах), М., 1897 (изд. 1-е, 3 тт., М., 1884—1889; 2-е, 2 тт., М., 1891). В 1912 изд-во "Просвещение" (СПБ.) выпустило "Собр. сочин." Златовратского в 8 тт.
II. Протопопов М., Последовательный народник, в кн. "Лит.-критич. характеристики", СПБ., 1898; "Русск. ведомости" 1911, №№ 285 и 286 (ст. П. Н. Сакулина и некролог И. Игнатова); Кранихфельд В., Н. Златовратский, "Совр. мир", 1912, I; Сакулин П. Н., Народничество Н. Н. Златовратского, "Голос минувшего", 1913, I; Чешихин-Ветринский В. С., Н. Н. Златовратский в "Истории русск. лит-ры XIX в.", ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1910; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, М., 1919.
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX вв. включит., ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Словарь членов о-ва любителей росс. словесности при Моск. ун-те, М., 1911 (автобиографич. и библиографич. сведения); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
С. Каценельсон

Другие люди и понятия:

‘Знание’

'Знание'"ЗНАНИЕ" — точнее "Товарищество „Знание“" — книгоиздательство, основанное в 1898 в Петербурге группой литераторов по инициативе К. П. Пятницкого. В начале своей деятельности… Полная информация

Зозуля

ЗозуляЗОЗУЛЯ Ефим Давыдович [1891—] — современный прозаик. Сын мелкого служащего. В 1911 З. работает в одесских газетах, с 1914 занимается лит-ым и редакционным трудом в Петербурге. В 1919 З. переселяется в… Полная информация

‘Золотое руно’

'Золотое руно'"ЗОЛОТОЕ РУНО" — ежемесячный художественно-литературный журнал, выходивший в Москве с 1906 по 1909 (ред.-изд. Н. П. Рябушинский). Журнал заключал в себе множество репродукций картин современных… Полная информация