Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - И

К оглавлению

Дюамель

ДюамельДЮАМЕЛЬ Жорж [Georges Duhamel, 1884—] — современный французский писатель. Получил специальное медицинское образование. В 1906 принял участие в создании артели молодых поэтов и художников "Abbaye" ("Аббатство" — см.); через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком выделившейся из среды "аббеистов" литературной группы унанимистов (см.), звавших "ближе к жизни", восстававших против книжности, "искусственности", натурализма и символизма. В 1907 Д. дебютировал книжкой стихов — "Des Légendes, des Batailles" (О легендах, о битвах).
Своему положению в лит-ре Д. обязан не своим малосценичным пьесам и не стихам, в к-рых он, продолжая устремления Клоделя (см.), старается дать лиризм "в чистом виде" — "освобожденным" от версификационных достижений. Достижения Д. — в области художественной прозы. Первую серию его прозаических вещей образуют "свидетельства" о войне 1914—1918, в к-рой он участвовал в качестве военного врача: "Vie des Martyrs" (Жизнь мучеников, 1917), напечатана под псевдонимом Дени Тэвенен, "Civilisation" (Цивилизация, 1918) — получившая Гонкуровскую премию, "Sept dernières plaies" (Семь последних язв, 1928). Эти книги — эпопея лазарета; они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. Центральной группой прозаических произведений Д., в которой он выступает как вполне сложившийся художник, являются повести о Салавене ("Confession de Minuit" — "Полуночная исповедь", 1920; "Deux Hommes" — "Двое", 1924; "Journal de Salavin" — "Дневник Салавена", 1926; "Le club de Lyonnais" — "Клуб на улице де Лионнэ", 1929), сборник новелл "Hommes abandonnés" (Покинутые люди, 1921) и повесть "Les Plaisirs et les Jeux" (Игры и утехи, 1922). Перед нами совершенно органически развивающаяся художественная проза, своим лирически окрашенным импрессионизмом примыкающая к манере письма Ш.-Л. Филиппа, утонченным анализом близкая прозе Пруста и Ж. Ромэна и связанная с прозой Достоевского стремлением взамен "линейной латинской психологии" французской литературы дать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. О Достоевском заставляет вспомнить и центральный персонаж прозы Дюамеля — конторщик Луи Салавен — образ современного европейского "человека из подполья". Но как, бичуя "цивилизацию" милитаристов — творцов "великой войны", он до конца остается пассивным пессимистом, так и изображая разрушительное давление капиталистического общественного строя на личность маленького человека, Д. не верит, чтобы и этой "жертве цивилизации" можно было помочь. К Салавену, оказывается, нужно относиться как к "геометрическому месту" всей человеческой сущности, взятому "вне времени и пространства"; существование Салавенов не следует связывать с условиями капиталистической социальной системы; Салавен просто — человек с больной психикой. Социальная категория подменивается биологической. Неустанная защита прав личности и пассивность, боязнь действия; пессимизм и склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы ("Покинутые люди") и идеализация семейного очага, дружбы ("Les Plaisirs et les Jeux" — "Игры и утехи", стихи); возмущение перед войной и страх перед революцией — все это характеризует Д. как писателя современной французской среднебуржуазной интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для художественной манеры Д. стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности — стремление, верным которому писатель старается быть тем больше, чем неуравновешенней его герой Салавен. Только в связи с классовой природой творчества Д. можно рассматривать и его философско-моралистские выступления, которые привлекли во Франции большое внимание, захватили большую аудиторию и непосредственным поводом для которых послужили военные бедствия 1914—1918 ("Possession du Monde" — "Обладание миром", 1919; "Entretiens dans le tumulte" — "Разговоры в сутолоке", 1919). Основным в проповеди Д. является утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации и в конечном счете определяющееся психологией тех слоев средней буржуазии, которые оттеснены назад крупной финансово-промышленной буржуазией и сравнительно в незначительной степени участвуют в овладении материальными благами. Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) — единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, притти к "обладанию миром" ("Possession du Monde" — рецепт уничтожения "салавенизма"). Бедным и голодным, эксплоатируемым рабочим и ошалевшим от жадности дельцам рекомендуется "жить в мечте", сделать из "культа мечты" род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие, счастье. Классовый характер этой проповеди совершенно ясен. Еще отчетливее становится он, когда "философ" выступает с призывом защитить "нашу древнюю цивилизацию" от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран ("Entretien sur l’esprit européen" — "Беседа о духе Европы", 1928). Классовый инстинкт самосохранения заставляет даже этого чуждого буржуазной агрессивности художника переходить в маскируемое наступление.
В 1927 Д. вместе с Дюртеном (см.) посетил СССР. Об этой поездке Д. очень подробно рассказал в книге "Voyage à Moscou" (Путешествие в Москву, 1927), к-рая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно социализм для него — нечто неосуществимое (ссылка на "древний собственнический инстинкт"), но он признает "право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию" (ведь и во Франции была своя революция 1789); особенно интересуясь положением и настроениями советской интеллигенции, Д. приходит к заключению, что эта интеллигенция охвачена "советским патриотизмом" (так он определяет ее стремление сотрудничать с пролетариатом); наконец он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, к-рая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли Д. возвращается и в "Беседе о духе Европы", где советует "принять Советскую Россию в европейскую семью", — сделать из нее буфер между Европой и волнующейся Азией.

 Библиография:  I. Произв. Дюамеля кроме указанных в тексте: L’Homme en tête, 1909; Selon ma loi, 1910; Compagnons, 1912; Elégies, 1920. Театральн. пьесы: La Lumière, 1911; Dans l’Ombre des Statues, 1912; Le Combat, 1913; Lapoint et Popiteau, 1919; L’Œuvre des Athlètes, 1920; Journée des Aveux, 1924; Quand vous voudrez, 1924. Художественная проза: Confession de Minuit, 1920; Prince Jaffar, 1924; La Pierre d’Horeb, 1926; La Nuit d’Orage, 1927. Критич. и лит-ые теоретические работы: Propos critiques, 1912; Les Poètes et la Poésie, 1913; Paul Claudel, 1913; Notes sur la technique poétique (в сотрудничестве с Ш. Вильдраком), 1920; Essai sur le Théâtre, Essai sur le Roman, 1925; Guerre et Littérature, 1920. Размышления, опыты, очерки: La Musique libératrice, 1921; Délibérations, 1925; Lettres au Patagon, 1926; Lettres d’Auspasie, Suite Hollandaise и др. На русск. яз. перев.: стихи в перев. О. Мандельштама, А. Эфроса, "Современный Запад", №№ 3 и 1(5); из худож. прозы — все, кроме La nuit d’Orage (Грозовая ночь); Le club de Lyonnais, Sept dernières plaies, изд. под загл. Рассказы доктора Кошуа, "ЗИФ", 1929 (один расск. выпущен); из эссэ перев.: Письма к патагонцу; из лит-ых теоретич. работ: Заметки о поэтич. технике.
II. Durtain L., Georges Duhamel, P., 1920; Santelli С., Georges Duhamel, P., 1925; Thérive А., Georges Duhamel ou l’intelligence du cœur, P., 1925; Écrivains et poètes d’aujourd’hui, Georges Duhamel, P., 1927; Ony A., Georges Duhamel, l’homme et l’œuvre, P., 1927; Massis H., Jugements, p. 155; Dubeck L., Les chefs de file de la jenne génération; Frank W., Georges Duhamel, "The Saturday Review", 1928; Ayguesparse A., Georges Duhamel, "Monde", 1929; Фрид Я., Дюамель, "Печать и революция", 1928, № 7; Песис Б., Откровения буржуазного пацифиста, "Революция и культура", 1928; Фрид Я., Миссионер призывает к оружию, "Новый мир", 1929, № 3; Локс К., Неореализм во Франции, "Новый мир", 1926, 8—9.
Я. Фрид.

Другие люди и понятия:

Дю Беллэ

Дю БеллэДЮ БЕЛЛЭ Иоахим [Joachim Du Bellay, 1525—1560] — один из выдающихся поэтов XVI в., ближайший друг Ронсара главного руководителя поэтической группировки "Плеяда" (см.). Принадлежал к католическому… Полная информация

Дюбуа А.

Дюбуа А.ДЮБУА Альберт [Albert Du Bois, 1872—] — бельгийский писатель, принадлежавший к школе исторических романистов, черпавший сюжеты из античной жизни. Эстет, с большим тяготением к мистицизму. В своих… Полная информация

Дюбуа У.

Дюбуа У.ДЮБУА Уильям Эдуард Бурхард [William Edward Burghardt Du Bois, 1868—] — американский писатель, публицист и общественный деятель, профессор экономики и истории. Мулат по происхождению, Д. с ранних лет вошел в… Полная информация