Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Д - И

К оглавлению

Жамм

ЖаммЖАММ Франсис [Francis Jammes, 1868—] — французский поэт, принадлежащий к школе символистов. Р. в Рурнэ, в Верхних Пиренеях. По окончании училища служил делопроизводителем у нотариуса. В 1891 Жамм дебютировал "Шестью сонетами" (Six sonnets), за которыми почти ежегодно следовали маленькие сборники его стихов. С 1896 произведения Ж. систематически выпускало изд-во "Mercure de France", которым руководила группа символистов во главе с Реми де Гурмон и Гюстав Каном. Ж. — психологист-романтик. Принципы своей поэтики он раскрывает в "Поэзии" (Poésie, 1901), где заявляет: "Форма моих стихов определена моими ощущениями". Эти ощущения связаны с окружающей его повседневной жизнью, которую поэт хочет опоэтизировать. В своих произведениях, написанных прекрасным по чистоте и музыкальности языком, Ж. выражает свою любовь к простому и наивному, чувство слитности с миром, проникнутым для Ж. "божественным началом", которому он смиренно поклоняется. Ж. сам подчеркивает связь своей поэзии с молитвой: "Господи, ты призвал меня среди людей, — восклицает он. — И вот я здесь. Я страдаю и люблю. Я говорю голосом, к-рый ты дал мне. И пишу словами, которым научил ты моих отца и мать, передавших мне их". В этом — сущность творчества Жамма: он пишет не стихи, а молитвы, акафисты и тропари. Это ярко выступает в его "Existences", "Жан Нуарэ" и в "Христианских Георгиках" (Les Géorgiques chrétiennes, 1911). Наибольшей известностью пользуются его "Анисовое яблочко" (Pomme d’anis, 1904), "Роман одного зайца" (Le roman d’un lièvre) и "Мысль садов" (Pensée des Jardins, 1906). Театру Ж. отдал дань пьесой типа моралитэ "Бедняк" [1911]. В последнее время он выпустил два романа: "Cloches pour deux mariages" [1924] и "Жано-поэт" (Janot-poète, 1929). Последний роман посвящен автором "тем, кто еще верит в поэзию". В нем Ж. выступает защитником католической религии и старается доказать силу ее благодати. Идеолог дворянства, ясно выраженный консерватор и католик, Ж. стремится утвердить ценность обыденного, повседневного существования, охладить всякие порывы к лучшему бытию, заменить отречением протест против установленного строя. Воспевая смирение и покорность, он пытается оживить память о поре дворянского господства, идеализирует — как интимные, семейные — отношения между хозяином, владельцем феода, и его подневольными рабами.

 Библиография:  I. Произведения Ж., кроме указанных в тексте: De l’angelus de l’aube à l’angelus du soir, 1888—1897; Un jour, 1895; Le deuil des primevères, 1898—1900; Elégies, La jeune fille nue, Le poète et l’oiseau, Poésies diverses, Prières, 1901; Clairières dans le ciel, 1902—1906: Le triomphe de la vie, 1900—1901; Ma fille Bernadette, 1910; Jean de Noarric.
II. De Regnier Henri, журн. "Mercure de France", 1897, mars; De Gourmont Remy, Les masques, livre II, 1898; Pilon Ed., Francis Jammes, "Mercure", 1907; Van Beber Ad. et Léautaud P., Poètes d’aujourd’hui, P.; Walch G., Anthologie des poètes contemporains, éd. Delagrave, 1912; Lalou, Histoire de la littérature française contemporaine, éd. Grès, P., 1923; Arland Marcel, Francis Jammes et sa poésie, "Nouvelle Revue Française", 1929, février.
С. Лопашев

Другие люди и понятия:

Жанен

ЖаненЖАНЕН Жюль [Jules Gabriel Janin, 1804—1874] — французский романист и журналист, один из популярных критиков своего времени. Был другом коммунаров Пиа и Барбье, но сам не отличался устойчивостью… Полная информация

Жанризм

ЖанризмЖАНРИЗМ — понятие изобразительных искусств, означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных, часто комических подробностях внешности, костюма, положений и т. п. Ж…. Полная информация

Жанры

ЖанрыЖАНРЫ. К истории проблемы. Определение понятия [109]. Решение проблемы в догматическом литературоведении [111]. Эволюционистские теории Ж. [113]. Решение проблемы Ж. "формальной школой" [115]…. Полная информация