Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Изречение

ИзречениеИЗРЕЧЕНИЕ — законченное выражение определенного, преимущественно философского или практически-морального смысла в пределах минимального интонационного (фраза, период) или метрического (строфа) единства. Примеры: "Ничего слишком", "Познай самого себя".
Социологическими предпосылками существования И. как самостоятельного жанра являются: статичность, канонизация форм отражаемой в И. культуры, позволяющая одним кратким намеком указать на существующие в ней отношения; слабая роль индивидуальности, всецело растворяющейся в типической идеологии включающего ее общественного класса, и достаточно высокая степень развития словесной культуры, создающая необходимые предпосылки для стилистического выделения жанра.
Отсюда, с одной стороны, расцвет И. в культурах, вырастающих на базе застойных форм хозяйства и общественности (ср. значение жанра в лит-рах древнего и средневекового Востока, где он господствует почти во всех лит-ых формах, сильное развитие И. в лит-рах европейского средневековья), с другой — тяготение к этой лит-ой форме классов, благоденствие и самое существование к-рых связано со стабилизацией известных социально-экономических отношений, уже выявивших наличие в них противоречия, — в этом смысле особенно показательны И. землевладельческой аристократии античного рабовладельческого государства (расцвет гномы в греческой литературе VI в. до христ. эры) или расцвет И. в так наз. "восточном течении" немецкого романтизма начала XIX в.:
Рюккерт, "Западно-восточный диван" Гёте и др. Охранительная установка последнего произведения, ясно сформулированная в вводном стихотворении "Hegire" (Книга певца), определяет характер И. позднего Гёте; обращение к мудрости Востока и форме восточного И. означает в "Диване" попытку противопоставления подвижной морали развивающегося капиталистического общества — "неподвижности" морали Востока, сложившейся в недрах патриархального быта.
В эпохи роста индивидуалистических настроений обезличенное, часто анонимное И. уступает место мысли, обычно понятной лишь в общем контексте творчества автора ("Мысли" Гейне), часто деканонизируясь в ярко индивидуалистические формы фрагмента и парадокса. Личный характер носят напр. сборники И. идеологов французской феодальной аристократии XVII в. — Ла Рошфуко (ср. с этим расцвет в том же классе и в ту же эпоху интимных форм мемуарной лит-ры, как напр. дневника); индивидуалистические тенденции ранней немецкой романтики находят себе выражение в культивировании фрагмента (см.) — Фр. Шлегель, Новалис; индивидуалистические настроения конца XIX в. характеризуются расцветом парадокса (см.) — Ницше, Уайльд.
С другой стороны, в эпохи обострения классовой борьбы "мудрость отцов" — нашедшая себе выражение в И. идеология сходящего с исторической арены класса — вызывает отталкивание со стороны нового, претендующего на гегемонию класса; форма И. становится достоянием пародии (И. Панглосса в "Кандиде" Вольтера).
Формы И. в значительной степени характеризуются стремлением дать сжатое и в то же время исчерпывающее, подводящее итог длительному социальному опыту определение предмета. Для И. наиболее типичны фигуры: перечня ("Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути корабля среди моря, пути змеи на скале и пути мужчины к женщине" — Притчи Соломона); риторического накопления ("Не утолить океан притоками, топливом — пламя, жизнью всех созданных — смерть, лаской любовной — жену" — Панчатантра); доказательства от противного ("Пусть будет, что росинки утра останутся и днем… Но кто же будет верить мужчины чувствам?" — Исэ Моногатари); эллипсиса ("Ничего слишком" — Солон); риторического вопроса ("Вволю он не поест и сонный глаз не смыкает; сам свое тело продав, счастлив ли царский слуга?" — Двадцать пять рассказов Веталы); противопоставления ("Псу живому лучше, нежели мертвому льву" — Екклезиаст) и др.
Не менее характерны для И. тропы, сравнения ("Как хочешь, люби осторожно, — нещадны людей языки. Так розу сорвать невозможно, шипом не поранив руки" — Саади) и метафоры ("Не мечите бисера перед свиньями, ибо они попрут его ногами" — Евангелие). — При развитии описательных элементов сравнение может разрастаться в сценку ("В жилище хожу, в жилище хожу я Лейлы, целую я там то ту, то другую стену. Но любит душа не стены того жилища, а любит душа того, кто живал в жилище" — Тысяча и одна ночь) и даже действенную фабулу ("„Встань, о друг, возьми на миг лишь бремя бедности моей. Я же в этот миг единый смертный твой вкушу покой“. Так, по кладбищу блуждая, нищий мертвому сказал. Тот в ответ не шелохнулся, — смерть приятней нищеты" — Панчатантра). Здесь уже И. перерастает в аполог или притчу. Мнемотехнические соображения способствуют тяготению И. к метрической (характерен выбор замкнутых, допускающих пуэнтировку конца строфических форм — дистих, четверостишие, шьлока и т. п.) или хотя бы ритмизованной прозаической форме, к анафоре и эпифоре, рифме, аллитерации и т. п. Максимальный лаконизм выражения достигается игрой слов, особенно излюбленной на Востоке, при которой одно словосочетание получает несколько значений. Изречение раскрывается таким образом как жанр существенно риторический; отсюда — легко осуществляемое обособление в самостоятельные И. риторически заостренных элементов больших форм (ср. использование в качестве И. гномических элементов античной трагедии, дидактических шьлока "Махабхарата", отрывков философских систем: "Все течет" — Гераклита, "Это — ты" — Упанишад и т. п.).
Отграничение И. от близких к нему малых форм представляется довольно затруднительным: можно указать, что от эпиграммы И. отличает отсутствие полемической установки, от лозунга — отсутствие агитационного действенного момента, от научной формулы — отсутствие связи с системой каких-либо доказательств, от "крылатого словца" и поговорки — законченность выраженного в И. смысла.
Впрочем границы между И. и родственными жанрами очень текучи. Так, постоянно можно наблюдать втягивание индивидуальных мыслей в круг И. и обратно: циклизация И. происходит обыкновенно путем объединения их вокруг вымышленной или исторической индивидуальности (дистихи Катона, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Евангелие и т. д.). В качестве почти обязательного элемента И. входит в состав большинства форм дидактической лит-ры — басни, где оно обычно заостряет "нравоучение", вопросоответных и повествовательных форм: провести границу между обрамленным сборником И. и дидактическим романом во многих случаях весьма затруднительно.
В понятие И. войдут также малые формы дидактической и философской поэзии, определение к-рых часто не включает никаких отличительных признаков от И. — апофтегма, гнома, афоризм, максима, сентенция и т. п.; в области фольклора под понятие И. подойдет пословица (частично).
Заключая в себе "мудрость веков" и являясь часто формулой, в к-рой сконцентрирован социальный опыт целой исторической формации, изречение также существенно отличается от афоризма или "мысли", развитие которых предполагает заметную текучесть социального быта и высокую степень развития индивидуальности. Афоризм или "мысль" всегда глубоко личны, тогда как наиболее чистым видом И. являются анонимные И. Далек от И. и парадокс, обычно связанный с эпохами интенсивной ломки устоявшихся социально-экономических отношений. Выставляя противоречащие общепринятым началам положения, парадокс тяготеет к "единичному", не ставшему еще общераспространенным. С противоположной тенденцией мы чаще всего встречаемся в изречении, функция которого большей частью носит охранительный характер.
R. S.

Другие люди и понятия:

Икар

ИкарИКАР — в греческой мифологии сын искусного мастера Дедала, построившего критскому царю Миносу лабиринт и силой удерживаемого Миносом на Крите. Дедал, спасаясь от Миноса, изготовил крылья из… Полная информация

‘Илиада’

'Илиада'"ИЛИАДА" — эпическая поэма, приписывавшаяся Гомеру (см.), древнейший из сохранившихся памятников греческой лит-ры (см.), представляет собой переработку и объединение многочисленных… Полная информация

Иллакович

ИллаковичИЛЛАКОВИЧ Илла Казимира [1892—] современная польская поэтесса. И. выпустила следующие книги: "Ikarowe loty" [1912], "Trzy struny" (Три струны, 1917), "Smierc Feniksa" (Смерть Феникса) и т. п. Ранние стихи И…. Полная информация