Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Катарсис

КатарсисКАТАРСИС — "очищение", в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а "души" от "скверны" и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия "при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов" ("Поэтика", гл. VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, т. к. Аристотель не объясняет, как он понимает это "очищение", а греческое выражение "катарсис аффектов" имеет двоякий смысл и может обозначать: 1. очищение аффектов от какой-либо скверны, 2. очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Однако систематическое обследование применения термина "К." у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что К. следует понимать не в этическом смысле как нравственное очищение аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс): все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к К., т. е. к разряжению, в результате к-рого аффекты на время оказываются как бы удаленными из души. Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании "энтузиастические" (кликушеские) состояния излечивались с помощью исполнения перед больными энтузиастических мелодий, к-рые вызывали повышение аффекта и последующий К. Представления о К. были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств повидимому еще до Аристотеля (вероятно пифагорейцами): у Аристотеля учение о К. является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность драмы.

 Библиография:  I. Аристотель, Поэтика, русск. перев. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Комментарии к "Поэтике" Schlemihl’я, изд. 2-е, Lpz., 1874; Bywater’а, изд. 2-е, Oxf., 1911; Rostagni, Torino, 1927.
II. Классические исследования о К.: Bernays I., Zwei Abhandlungen über d. aristotelische Theorie d. Dramas, 2 Aufl., Berlin, 1880; Döring A., D. Kunstlehre des Aristoteles, Jena, 1876; Weil H., Études sur le drame antique, P., 1897; Finsler G., Plato und die aristotelische Poetik, Lpz., 1900; Knocke F., Begriff d. Tragödie nach Aristoteles, Berlin, 1906; Его же, Über d. Katharsis d. Tragodie nach Aristoteles, Berlin, 1908; Sües W., Ethos, Lpz., 1910; Howald, Eine vorplatonische Kunsttheorie, "Hermes", 1919; Иванов В., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923.
III. Важнейшая лит-ра по К. — см. Аристотель, Поэтика, перев. Н. И. Новосадского, Л., 1927, стр. 111—113 (ср. стр. 15—20 и 34—36).
И. Троцкий

Другие люди и понятия:

Катастрофа

КатастрофаКАТАСТРОФА [греч. katastrophé] — "поворот", "переворот", момент разрешения той напряженной ситуации, к-рая создана предшествовавшей К. борьбой, развивавшейся в течение драматического… Полная информация

Катахреза

КатахрезаКАТАХРЕЗА [греч. katachresis, лат. abusio] — термин традиционной стилистики, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению, причем противоречие… Полная информация

Катая

КатаяКАТАЯ Вейне [V. Kataja, 1867—1914] — популярный финский писатель-беллетрист. Крестьянин по происхождению и социальному положению, К. описывает жизнь деревни и природу северной Финляндии. С 1901 по 1913 К…. Полная информация