Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Иммерман

ИммерманИММЕРМАН Карл Лебрехт [Karl Lebrecht Immermann, 1796—1840] — немецкий писатель. Р. в семье прусского чиновника в Магдебурге, принимал участие в так наз. освободительной войне 1813, получил юридическое образование, с 1817 — на государственной службе.
Первые стихи И. ("Gedichte", 1822) и ранние трагедии ("Cardenio und Celinde", 1826, и др.) написаны в духе позднего романтизма; затем И. переходит к исторической драме ("Kaiser Friedrich der II", 1828; трилогия "Alexis", 1832, посвящена конфликту между Петром Великим и Алексеем), выдвигая сильную личность как носителя и символ движущих исторических сил. В своей новелле "Der Karneval und die Somnambule" (Карнавал и сомнамбула, 1829) он сатирически изобразил излюбленный романтиками сомнамбулизм и месмеризм, в "Tulifäntchen" [1830] и ряде комедий он дал пародию на романтизм и эпигонскую классику (Платен), в своей драме (скорее романтической сказке) "Merlin" [1813] пытается вернуться к романтизму и выразить в ней "раздвоенность и страданье всего человечества".
И. является создателем и руководителем знаменитого театра в Дюссельдорфе [1835—1838], где работал и известный драматург Граббе (см.). И. открыл отделение этого театра и в Эльберфельд-Бармене, где сблизился с кружком рейнских ("воинствующих") романтиков, руководимым Фрейлигратом: эту молодежь И. восхищал своими постановками Байрона и молодого Шиллера (кружок состоял почти исключительно из политических поэтов, в том числе Верта, молодого Энгельса и мн. др.). В это время — в период бурного развития промышленности в Рейнской провинции — И. пишет свои лучшие романы: "Эпигоны" (Die Epigonen, 1836) и "Мюнхгаузен" (Münchhausen, 1835—1839), в которых изображена борьба между феодализмом и промышленным строем (Меринг). В "Эпигонах", наиболее значительном своем произведении, сделавшем И. одним из зачинателей основной лит-ой формы раннего немецкого реализма — так. наз. "Zeitroman", большого социально-бытового романа современности, — он с грустью указывает на победу буржуазии над дворянством: изящный дворец уступает место фабрике, деревенская идиллия разрушается "торжеством жестокого талера". Симпатии И. на стороне погибающих дворян. В "Эпигонах" кающийся племянник фабриканта разрушает фабрику, становится мелким помещиком-хуторянином, а большую часть своей земли раздает крестьянам. В еще более мрачных тонах И. изображает победоносное шествие капитализма и гибель дворянства в "Мюнхгаузене": это — ломка всех старых устоев, быта и нравов. Если дворянский мир гибнет, а новое буржуазное общество состоит из мошенников, то И. знает только один выход: от дворянства и буржуазии к крестьянству, от романтизма к народничеству (Фриче). "Мюнхгаузен" — это сатира не только на капитализм, но и на всю буржуазную культуру: на гегельянство, либерализм и т. д. В роман вставлена повесть "Oberhof" (русск. перев. — "Старостин двор"), где изображены в идеализированном виде вестфальские крестьяне-хуторяне.
И. принадлежит к той части раздвоенной немецкой интеллигенции 20—30-х годов, к-рой пришлось пережить эпоху крушения феодализма под напором капитализма и первые выступления революционной интеллигенции и рабочих. Но выход из тупика И. видел только в консервативном народничестве, в идеализации нетронутого "веком демократии" крепкого крестьянина. Эти тенденции И. не являются обособленными: в той же Рейнской провинции в это же время поэтесса А. фон Дросте-Гюльсгоф противопоставляла растущему промышленному городу дворянскую усадьбу; И. П. Гебель идеализировал в своей поэзии крестьянский консервативный быт, а более демократический Б. Ауэрбах изображал в назидание развращенному городу неиспорченную массу вообще. Творчество И. своеобразно выразило как народничество кающегося дворянства, так и народничество кулацкое (Фриче); оно существенно отличается от народничества мелкой буржуазной интеллигенции 40-х гг., получившего название "истинного социализма".

 Библиография:  Sämtliche Werke, hrsg. von K. Boxberger, 20 Bde, 1883; Werke, 4 Bde, Kürschners deutsche Nationalliteratur, hrsg. von Max Koch, 1887; Werke, 5 Bde, hrsg. von Harry Maync, 1906; Werke, 3 Bde, hrsg. von Werner Deetjen, 1908. На русск. яз. перев. повесть "Старостин двор" (Der Oberhof), M., 1882.
II. Фриче В., Очерк развития зап.-евр. литературы; Маркс и Энгельс, Сочин., т. II, 1929; Maync Harry, Immermann. Der Mann und sein Werk im Rahmen der Zeit- und Literaturgeschichte, 1921; Brecht W., Heine, Platen, Immermann, 1925; Risse Jose, K. L. Immermann, 1926.
Л. Э.

Другие люди и понятия:

Импрессионизм

ИмпрессионизмИМПРЕССИОНИЗМ. — И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все… Полная информация

Импровизация

ИмпровизацияИМПРОВИЗАЦИЯ [improviso — значит по-латыни "без подготовки") — такой вид творчества, при к-ром и "замысел" произведения и "претворение" его в литературную форму совершаются... Полная информация

Инбер

ИнберИНБЕР Вера Михайловна [1890—] — современная поэтесса, беллетристка, журналистка. Состоит в лит-ой группе конструктивистов (ЛЦК). Р. в Одессе, в буржуазной семье. До революции несколько лет провела… Полная информация