Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Институт (государственный) истории искусств

Институт (государственный) истории искусствИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ИСТОРИИ ИСКУССТВ [сокращенно — ГИИИ] — научно-исследовательское учреждение, находящееся в Ленинграде, ставящее целью: "а) научное исследование в области истории, социологии и теории всех видов искусств; б) изучение с научной стороны всех вызываемых государственными потребностями вопросов искусствоведения; в) подготовку научных работников по всем дисциплинам, изучаемым И.; г) популяризацию этих знаний в области научных дисциплин" (§ 1 Устава). И. перестроен из частного высшего учебного заведения (по изо-искусству), основанного в 1912 В. Зубовым. В 1920 И. превращается в высшее учебное заведение по истории искусств с четырьмя факультетами — изобразительного, музыкального, театрального и словесного искусств; в 1921 — в научно-исследовательский И. с соответствующими разрядами, а затем отделами, взамен факультетов. При каждом из отделов имеются комитеты по современному искусству и сеть научно-вспомогательных учреждений: по ЛИТО — Кабинет изучения звучащей художественной речи, Литературный архив, Фольклорный архив.
В деятельности И. необходимо отметить три комплексные искусствоведческие экспедиции для изучения крестьянского искусства Севера, где было собрано множество весьма ценного материала по крестьянскому искусству и быту: былин, причитаний, обрядов, сказок, песен, материалов по суевериям, заговорам, играм, танцам, самодеятельному театру и проч. В трудах И., как и во всей его работе, до сих пор почти не нашел своего применения марксистский метод. Особенно это относится к ЛИТО, в к-ром сосредоточились виднейшие представители формальной школы (см. "Методы литературоведения"): Жирмунский, Тынянов, Эйхенбаум, Виноградов, Шкловский, Бернштейн, Энгельгардт и др. Из 26 тт., выпущенных лит-ым отделом И., имеется только один сборник марксистского направления. Объектом изучения служило гл. обр. творчество футуристов, конструктивистов, попутчиков, пролетарские же писатели внимания исследователей до сих пор почти не привлекали.
Обследование правительственной комиссии, произведенное в конце 1929, констатировало, что институт представляет "гнездо враждебной пролетариату идеологии". Это вынудило Главнауку к изменению характера работы И. В последнее время в И. влиты кадры марксистов и ведется подготовка к решительной реорганизации Института.

 Библиография:  Государственный институт истории искусств, 1912—1927, изд. "Academia", Л., 1927 (Отчет о деятельности отделов, комитетов, научно-вспомогательных учреждений, библиотеки и курсов Института за время с 1 окт. 1923 по 1 янв. 1927; отчет о работе Института до 1 окт. 1923 опубликован в приложении к сб. "Задачи и методы изучения искусств", изд. "Academia", Л., 1923; сб. "Поэтика", IV, Л., 1928, со списком изданий Отдела словесных искусств и научных работ с 1/I 1926 по 1/I 1928).
Т. Ухмылова

Другие люди и понятия:

Институт Тараса Шевченко

Институт Тараса ШевченкоИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО. — Научно-исследовательский институт литературоведения в УССР (Харьков), основанный в 1926. И. Т. Ш. первоначально ставил своей задачей собирание и изучение материалов по… Полная информация

Инсценировка

ИнсценировкаИНСЦЕНИРОВКА — в широком смысле, сценическое оформление лит-ого текста, закрепленного в определенной форме и не допускающего импровизации. В этом смысле И. связана с эволюцией от театра… Полная информация

Интермедия

ИнтермедияИНТЕРМЕДИЯ — комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus — игра), в средние века проникает в мистерию… Полная информация