Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Ипостаса

ИпостасаИПОСТАСА [замена] — в античной метрике под И. в широком смысле понимают видоизменения, происходящие со стопой в стихе и состоящие в том, что стопа, не меняя своей длительности [т. е. сохраняя число мор (см.), в нее входящих], меняет свой слоговой состав, или заменяя один долгий слог двумя краткими ("распущение", "solutio") или два кратких одним долгим ("стяжение", "contractio"), так, вместо "— U U" (дактиль) мы можем получить "— —" (то есть спондей); одна стопа как бы "заменяется" другой, равной ей по длительности, по числу мор [вместо "анапеста" (U U —) может (условно, так как на самом деле перед нами видоизмененный анапест) стоять "дактиль" (—U U), вместо "U —" или "— U" получим "U U U" (трибрахий) и т. д.], причем ритмическое ударение сохраняет свое первоначальное место (т. е. ипостасируя "—’ U", получаем "Ú U U", вместо "U —" получаем "U U U" и т. д.); так обр. эти видоизменения стоп никоим образом не изменяют их соизмеримости с другими, сохраняя их временную длительность и место ритмического ударения. Понятие И. было перенесено (В. Брюсовым в особенности) и в теорию силлабо-тонического стиха, где при помощи И. пытались объяснить характерное для него явление пропуска ударений на слогах, теоретически требующих ударения, и появления их на теоретически безударных слогах, считая, что и здесь одна стопа ипостасируется другой — равносложной, но в ином порядке располагающей ударения; с этой точки зрения в строке четырехстопного ямба "был крокодил князь, волхв, жрец, вождь" (Державин) имеем И. — первой стопы — хореем и второй и третьей — спондеем (т. е. "— U / U — /— — /— —"); в строке "адмиралтейская игла" — И. первой и третьей стопы — пиррихием; в строке "необозримой Руси" — И. первой стопы дактиля — трибрахием и т. п. Однако в то время как античная ипостаса не меняла характера стопы как ритмической единицы, сохраняя и длительность ее и место ударения и перемещая только "доли" стопы, в применении к русскому стиху учение об ипостасе приводило к коренному противоречию: допуская возможность чередования различных по характеру стоп, напр. ямба (с одним ударением) и спондея (с двумя ударениями), тем самым приходим к допущению, что ритм может создаваться чередованием резко различных по строению стоп, различных единиц, что явно невозможно; в то же время и самая возможность аналогии между античной и русской И. очень сомнительна, т. к. в последней передвигается ритмическое ударение, чего нет в античной И. и что не позволяет проводить между ними аналогию. В связи с этим понятие И. выходит сейчас из употребления (см. "Константа", "Стихосложение метрическое", "Ритмика").

 Библиография:  Брюсов В., Краткий курс науки о стихе, ч. 1, М., 1919 (изд. 2-е, дополн., Гиз, М., 1924). Рецензия на нее Якобсона Р. в "Научных известиях", 1922, II; Томашевский Б., Русское стихосложение, изд. "Academia", M., 1923.

Другие люди и понятия:

Ипполит

ИпполитИППОЛИТ — в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви; безуспешно преследующая его любовью мачеха, Федра,… Полная информация

Ипчи

ИпчиИПЧИ У. [1897—] — крымско-татарский поэт, беллетрист и драматург. Р. в семье кустаря. Рано осиротев, И. с малых лет работает батраком в огородах и садах Бахчисарая. Учился в начальной школе и в… Полная информация

Иранские языки

Иранские языкиИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ. — Под И. яз. разумеется ряд яз. различных эпох и местностей, условно возводимых к общему родоначальнику — "праиранскому" яз. Эти яз. причисляются к группе индо-европейской… Полная информация