Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Крестовский Вс. В.

Крестовский Вс. В.КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович [1840—1895] — писатель. Р. в дворянском поместье Киевской губ. Учился на филологическом факультете Петербургского университета, к-рого не окончил, отдавшись лит-ой деятельности. Дебютировал в лит-ре сборником стихотворений на антологические темы, с сильной примесью эротики. В эпоху реакции середины 60-х гг. сменил относительно прогрессивные убеждения на систему взглядов национально-шовинистического характера. С начала 90-х гг. редактировал "Варшавский вестник", — официальную газету с резко русификаторским уклоном.
Среди многочисленных произведений К. (военных очерков, корреспонденции с театра балканской войны 1877—1878, очерков путешествий и т. п.) выделяются его "Петербургские трущобы" [1864—1867] и дилогия "Кровавый пуфф" [1869—1874]. "Петербургские трущобы" представляют собой типичный авантюрный роман в духе "Парижских тайн" Сю (но без антиклерикальных и политических тенденций последнего). Описания великосветской роскоши и разврата, нищеты и преступлений социального дна изобилуют мелодраматическими эффектами. Массовый читатель — в большинстве своем мещанский — обеспечил "Петербургским трущобам" широкую популярность (в короткое время вышли 5-ю изд.). Дилогия "Кровавый пуфф" составилась из двух романов К. — "Панургово стадо" [1869] и "Две силы" [1872], трактовавших проблему связи русского нигилизма 60-х гг. и польских революционеров-националистов. Революционеры изображаются или мошенниками, преследующими свои личные выгоды (Полояров), или дураками, идущими на поводу у "польщизны", или наконец истинно-русскими людьми, прозревающими в результате долгой борьбы с хитросплетениями и коварством польских панов и становящимися в ряды карательных экспедиций (Хвалынцев). Заговоры, скандалы, подпольные заседания, антиправительственные прокламации, аресты, крестьянские бунты, убийства и казни — основные сюжетные эпизоды дилогии К., выражавшей идеологию наиболее реакционной части зажиточного мещанства 60-х гг.

 Библиография:  I. Собр. сочин., 8 тт., СПБ., 1899.
II. Скабичевский А., История новейшей русской литературы, гл. XIX (неск. изд.); Головин К., Русский роман и русское общество, СПБ., 1897; Замотин И., Тенденциозная беллетристика 60—70-х гг., в "Истории русской литературы XIX в.", ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, и в кн. Замотина "Сороковые и шестидесятые годы", Варшава, 1911; Цейтлин А. Г., Сюжетика антинигилистического романа, "Литература и марксизм", 1928, II.
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПБ., 1902.
А. Ц.

Другие люди и понятия:

Крестьянская литература

Крестьянская литератураКРЕСТЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РУССКАЯ ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКАЯ ЭПОХА. — Крестьянство феодально-крепостнической эпохи не создало самостоятельного и развитого искусства. Творчество этого класса… Полная информация

Кретик

КретикКРЕТИК — стопа античной метрики, состоящая из долгого, краткого и долгого слога с главным ударением на первом и второстепенным — на втором долгом слоге (_′U_′). К. рассматривается как… Полная информация

Кретьен де Труа

Кретьен де ТруаКРЕТЬЕН де ТРУА (правильнее Крестьен из Тройе, соответственно старофранцузскому произношению имени Crestiens de Troye середины XII в.) — величайший мастер куртуазного романа северо-французского… Полная информация