Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Кобылянска

КобылянскаКОБЫЛЯНСКА Ольга [1865—] — известная зап.-украинская (буковинская) писательница. Р. в семье мелкого чиновника. Детские и юношеские годы К. проходят в маленьком местечке Кимполунге на Буковине, в обстановке смешанного разноплеменного городского мещанского населения (украинцы, румыны, поляки, немцы и др.). Образование получила в 4-классной начальной школе. Недостаток школьного образования пополнила впоследствии упорной работой по самообразованию, много занималась немецкой лит-рой. Начало ее деятельности относится к 80-м гг. Первые произведения К. на украинском яз. напечатаны в 90-х гг. ("Людина", 1894). Печатается в периодических изданиях — "Зоря", "Буковина", "Літературно-науковий вістник" и др. Предметом изображения К. является гл. обр. жизнь украинской (буковинской) интеллигенции, отчасти и жизнь крестьянства. На мировоззрение К. оказала сильное влияние индивидуалистическая философия Ницше, и все ее творчество проходит под знаком модернизма.
Темой первых ее повестей — "Людина" и "Царівна" — является описание жизни современной женщины. Она протестует против семейно-бытового закрепощения, против власти тупой мещанской среды, где для женщины нет иного пути, кроме традиционного замужества по расчету, нет выхода из тисков косного семейного быта. В этих повестях вопросы женской эмансипации переплетаются с культом ницшеанского "сверхчеловека", воплощением к-рого являются героини К. (Наталка Веркович и др.). Принципиальный эстетизм, культ сильной и цельной женской личности, женщины "сверхчеловека", искание особой "аристократичности духа" характерны и для последующих ее произведений (рассказы "Аристократка", "Valse mélancolique", роман "Через кладку" и др.). В произведениях из крестьянской жизни, главным из к-рых является повесть "Земля", К. не рисует социально-продуманную и разработанную картину крестьянской жизни, — предметом описания является фатальная власть земли и природы над человеком. Психология первобытного суеверного крестьянина возводится мистически настроенной писательницей в культ, ей придается общечеловеческое значение. В творчестве Кобылянской наблюдается определенный отход от реально-бытовой украинской художественной прозы, от "этнографической школы". Если в ее произведениях имеется ряд реальных жанровых картинок и сцен, то в общем яркий психологизм, интерес к внутренней жизни человека явно превалируют над воспроизведением жизни определенной социальной среды. Внимание писательницы сосредоточивается на "общечеловеческих" проблемах. Писательница часто отходит в своей тематике от реальной жизни и в основу своих произведений кладет народные легенды (повесть "У неділю рано зілля копала"). Отсюда — черты неоромантизма у К., ее интерес к фантастике. Природа занимает выдающееся место в ее произведениях. Жизнь, таинственная и непонятная, довлеет над человеком непобедимой властью; природа принимает черты живого существа (рассказ "Битва"). С этим связан лиризм художественной прозы К., стремление к музыкальности речи. В ее творчестве заметны следы влияния художественной манеры импрессионизма и символизма. Для нее характерен отход от правильной и равномерной периодической речи, отрывочность и недоговоренность, намеренная неясность некоторых описаний и выражений, искание многозначной метафоры. В развертывании сюжета играют большую роль сны, предчувствия, таинственные совпадения, символика обыденных предметов и т. д.
Творчество К. является выражением настроений украинской мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с городом и городской жизнью. Для нее показателен разрыв с "народолюбством", с народническими традициями украинской интеллигенции 70-х — 80-х годов. Она испытывает сильнейшее влияние рафинированной буржуазной культуры эпохи заката буржуазии: индивидуализма, отвлеченного эстетизма, импрессионизма и символизма. Для К. характерны культ личности, эстетизм и полная утрата связей с народной массой. Отдельная интеллигентская личность в окружении городского мещанства, лишенная перспективы общественно-революционной жизни, предоставлена в этих условиях всецело самой себе.

 Библиография:  I. Людина, вступ. ст. Ів. Лизанівського (здесь же и автобиография К.), вид. "Рух", Харків, 1927; Земля, вступ. ст. П. Филиповича, вид. "Книгоспілка", Харків, 1926; Необа, Новела, ред. и вступ. ст. А. Ніковського, вид. "Сяйво", Київ, 1927; В неділю рано зілля копала, вступ. ст. П. Филиповича, вид. "Книгоспілка", Харків, 1927; То же, вид. "Рух", Харків, 1927; Новели, ред. и вступ. ст. Б. Якубського, вид. "Книгоспілка", Харків, 1925; Царівна, вид. "Рух", Харків, 1927; За ситуаціями, вид. "Рух", Харків, 1927, и др.
II. Коряк В., Місто в українській поезії, стаття друга, "Шляхи мистецтва", 1921, II; Дорошкевич О., Підручник історії української літератури, Харків, 1927, и др.
III. Лейтес А. і Яшек М., Десять років української літератури (1917—1927), т. I, ДВУ, Харків, 1928, стр. 215—218, 639—640.
Н. Чирков

Другие люди и понятия:

Коваленко

КоваленкоКОВАЛЕНКО Грыцько (Григорий Алексеевич) [1868—] — украинский писатель. Член и активный участник ряда "просвіт". Начал печататься с 1891. Выступал в "Этнографическом обозрении" (ст. "О… Полная информация

Ковалив

КоваливКОВАЛИВ Степан [1848—1920] — украинский — галицийский писатель-прозаик (псевдонимы Пьятка, Дрозд, Плескачка). Р. в бедной крестьянской семье в Галиции, учился в народной школе, позже — в реальном… Полная информация

Ковнер

КовнерКОВНЕР Абрам Урия [1842—1909] — представитель демократического радикализма в гебраистской лит-ре, один из первых нигилистов-разночинцев. Получил традиционное еврейское воспитание. В Киеве… Полная информация