Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Коломыйки

КоломыйкиКОЛОМЫЙКИ [украинское коломийки] — коротенькие песни, весьма распространенные в Галиции, особенно в Покутьи, близ г. Коломыя, откуда и получили свое название. Тематика К. самая разнообразная: политическая, бытовая, семейная, любовная, сатирическая. В русской народной поэзии к типу К. приближаются "частушки" (см.). В западной народной поэзии родственными типу К. являются — польский краковяк, сербское коло, словацкая коломайка. Все перечисленные здесь виды фольклора представляют собою явления однородные и родственные — это продукт устного поэтического творчества, теснейшим образом соединенного с пением, примитивной музыкой и танцем. В Западной Украине К. является самой распространенной формой устной поэзии; в сб. акад. В. Гнатюка [1905—1906] напечатано несколько тысяч К.
Социальная природа К. в настоящее время может считаться установленной. К. являются продуктом устного творчества в эпоху распада старого феодального бытового уклада. Внедрение торгового капитала вело к значительному обострению и усложнению борьбы за существование, и К. является своеобразной народной "живой газетой", немедленно и остроумно реагирующей на всякое изменение в бытовом укладе. Хотя К. записывались и в начале XIX в., их широкая популярность падает на более позднее время, что соответствует социально-экономическим сдвигам деревни.
По форме К. в большинстве своем представляет двустрочную строфу, в к-рой каждая строка состоит из 14 слогов, или 7 двусложных стоп с цезурою после 4-й стопы. В сборнике акад. Гнатюка встречаются и образцы иных размеров (15—16-сложные, а также 12—13-сложные), но они численно весьма незначительны. Характерно, что такое постоянство ритма свойственно лишь К. (и еще отчасти польскому краковяку), ибо остальные типы, родственные ей (частушка, коло, коломайка), такого постоянства не знают. Рифмуются всегда две соседние строки. Кроме конечных рифм очень часто встречаются и внутренние рифмы, богатые и разнообразные по своим приемам, придающие К. исключительную звучность.
В отношении самого размера К. ее исследователи далеко еще не пришли к какому-либо единому взгляду. Так, краткость формы К. поясняется двояко: часть ученых объясняет краткость К. "обрывками" более крупных, слитных, сложных песен; наоборот, есть течение, считающее, что "длинные", "продолжительные" К. являются результатом соединения их (не всегда удачного) в искусственные группы, по признаку однородности текста.
Музыкальная сторона К. тесно связана с поэтической и трудно от нее отделима. Но кроме обычной тесной слитности поэзии и музыки в К. эта слитность еще усиливается и укрепляется наличием плясового элемента, обязательного в К. Самый танец К. состоит из 3 частей, причем каждая из них сопровождается коротенькой песенкой, также называемой К. Следует признать, что основное ядро К. создано требованиями ритмики движений, танца. Именно благодаря танцу К. росли количественно и качественно. По мнению проф. Жинкина сначала К. были просто добавочным, весьма примитивным припевом к танцу; далее припев усложнился элементами параллелизма, что расцветило и словесный рисунок, приобретавший более изысканную художественную форму; варьировалась и мелодическая структура, однако ритм оставался неизменным, цементируя определенный строй, количество, темп и качество движений.
Число основных мотивов К. невелико и они "каноничны", но существует множество, иногда даже едва заметных не-музыканту, вариаций на основные мотивы. Внешне-формальные черты музыкальной структуры К. не сложны: такт в две четверти; группируются эти 2-четвертные такты в выразительные "музыкальные периоды", отвечающие танцевальному исполнению.

 Библиография:  "Старосветский бандурист", Избранные малороссийские и галицкие песни и думы, собрал Николай Закревский, М., 1860—1861; Коломийки и шумки, собрал з уст народа Счастний Сахамон. С нута и 5 арій нар. на спів и фортепян, № 12, Льв., 1864; Головацкий Я. Ф., Народные песни Галицкой и Угорской Руси, 4 тт., М., 1873; В. Шухевич-Гуцульшина, Матеріяли по українсько-руськой етнографії, т. V, Льв., 1902, стр. 81—153; Гнатюк Вол., Коломийки, "Етногр. зб. Наук. т-ва ім. Шевченка", т. XVII—XVIII, Льв., 1905—1906; Раздольский і Людкевич, Галицко-рус. нар. мелодии, там же, т. XXI, ч. 1, Льв., 1910; Сумцов Н. Ф., Коломийки, Харьків, 1910; Жинкин Н. П., Коломийки, журн. "Червоний шлях", 1926, № 10 (синтетико-исследоват. этюд, легший в основу настоящей заметки и многократно тут цитируемый; там же, указ. лит-ры, сводка установок и пр.); Его же, До питання про прохождення частушки (к вопросу о происхождении частушки), журн. "Етнографічний вістник", Київ, 1927, V; Piesni polskie i ruskie ludu galizyjskiego. Z muzyka instrumentovana przez Karola Lipinskego. Zebral i vydal Vaclav z Oleska ve Lvove, 1833; Pocucie, Obraz Anograficzny, t. III. Skreslil Oskar Kolberg Krakov, 1888.
Я. И. Полферов

Другие люди и понятия:

Колон

КолонКОЛОН. — В античной метрике К. называли группу стоп, объединенных вокруг одной — с главным ритмическим ударением — и образующих так. обр. высшую ритмическую единицу — метрический член, или К…. Полная информация

Колосов

КолосовКОЛОСОВ Марк Борисович [1904—] — современный пролетарский писатель, член ВКП(б), член МАППа и редколлегии журнала "Молодая гвардия". Тематика большинства рассказов К. — заводский комсомол. В… Полная информация

Колыбельные песни

Колыбельные песниКОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также… Полная информация