Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Кольридж

КольриджКОЛЬРИДЖ Самюэль Тэйлор [Samuel Teylor Coleridge, 1772—1834] — английский поэт, критик и философ. Р. в семье провинциального пастора, учился в Кэмбридже, но был исключен из университета за сочувствие республиканским идеям. Увлекся идеями Великой французской революции и начал вести страстную пропаганду в ее защиту. Вместе с поэтом-разночинцем Соути (см.), также выгнанным из школы за "вольнодумство", читал в Бристоле лекции на политические и исторические темы, издавал брошюры и журнал "Страж" (вышло 8 номеров). Следившая за ними полиция нашла, что молодые люди не опасны. В сотрудничестве с Соути Кольридж написал трагедию "Падение Робеспьера", в художественном отношении довольно слабую. Но скоро друзья разочаровались во Французской революции, а вместе с ней и в "старой Европе" и решили ехать в "свободную Америку", чтобы организовать там коммуну "без царей, попов и слуг", к-рую К. намеревался назвать "Пантисократия". Поездка не состоялась из-за отсутствия средств. Вслед за этим для К. наступил период окончательного разочарования во всех революционных и просветительных идеалах.
"Первая реакция против Великой французской революции и связанного с нею просветительного движения была естественна, — говорит К. Маркс, — старались видеть все в средневековом романтическом свете. Вторая реакция состоит в том, что начинают обращать внимание на первобытные времена, минуя средневековье" ("Письмо к Энгельсу", 25/III 1868).
Романтиком, мечтавшим уйти в первобытные времена и ушедшим с головой в средневековье, и был К. В 1787 он издает сб. "Поэмы на разные темы", совместно же с Вордсвортом — сб. "Лирические баллады", куда входит его знаменитый "Старый моряк". Период творческого подъема К. продолжался не более двух лет, в течение к-рых поэтом были созданы лучшие его произведения. На средства меценатов К. ездил в Германию, где слушал лекции в Геттингенском университете, изучал литературу и философию. Из поэтов особенно увлекался Шиллером, первый перевел "Валленштейна" на английский яз. (перевод до сих пор считается лучшим). "Разбойники" легли в основу его драмы "Раскаяние". Из философов изучал Канта и Шеллинга. По возвращении в Англию К. открыл в "Королевском институте" цикл лекций о лит-ре и прочел свой знаменитый курс о Шекспире в "Лондонском философском обществе". Начал писать большую автобиографию, к-рая постепенно перешла в изложение романтической эстетики. Как художественное творчество К., так и его критические, публицистические и философские работы, носящие следы большого ума, имеют фрагментарный характер.
Большая заслуга К. в том, что он сумел в "Старом моряке" преодолеть "романтизм кошмаров и ужаса" Анны Радклиф, Вальполя и Монк-Люиса. Хотя это произведение написано в стиле средневековой баллады, но в нем почти отсутствуют излюбленные готическими романтиками архаизмы, посредством к-рых обычно создавалась стилизация под средневековье. Люди, корабль и природа в "Старом моряке" — не средневековые, картины изобилуют ужасами, но ужасами реальными, не надуманно-ходульными. К. в "Старом моряке" — романтик-реалист, но в "Кристабель" и "Кубла-хан" он очень близок к романтизму "кошмаров и ужаса". Здесь отсутствует тот психологический реализм, к-рым блещет каждая строчка "Старого моряка". Биографы отмечают, что К. принимал большие дозы опиума и "Кубла-хан" является записью его болезненных видений под влиянием наркотика.
К. принадлежал к деклассированной буржуазной интеллигенции, вел богемный образ жизни. Начав свою деятельность революционером, К. кончил ее монархистом, реакционером, богословом-мистиком. В эпоху обостренной классовой борьбы между дворянством и крупной буржуазией мелкая буржуазия не могла занять самостоятельной позиции, и идеология ее носила путанный, эклектический характер. Таков и К. в своем мировоззрении и творчестве. Он не смог примкнуть к дворянскому романтизму Вордсворта или В. Скотта, не примкнул и к романтизму деклассирующейся аристократии Байрона. Творчество его — явление промежуточное. К. частично одобряли представители самых разнообразных романтических направлений. Многие исследователи считают его "патриархом романтизма". Это отчасти верно. Все же К. стоит особняком в современной ему английской лит-ре благодаря своему глубокому психологическому реализму.
О лит-ом окружении К. — см. "Озерная школа".

 Библиография:  I. Полностью переведен на русск. яз. только "Старый матрос" Ф. В. Миллером ("Биб-ка для чтения", 1851, т. CVIII.; перепеч.: во 2-й части его "Стихотворений", М., 1873, и у Гербеля — см. ниже), Н. Л. Пушкаревым ("Свет и тени", 1878) и А. Коринфским (СПБ., 1894, под назв. "Старый моряк", с рис. Г. Дорэ, и поздн. изд., СПБ., 1897); Отрывок из "Кристабель", перев. И. И. Козлов ("Сын отечества", 1823, № 18; перепеч. в его "Полн. собр. сочин.", СПБ., 1802, и др. изд., и у Гербеля — см. ниже); Гербель П. В., Английские поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1875; Coleridge S. T., Poetical worts, Ed. by Rossetti, 1871; Poetical works, Ed. by J. D. Campbell, 1929.
II. Брандес Г., Главные течения литературы XIX в., Английская литература, перев. В. Неведомского, М., 1893; Всеобщая история литературы, под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, СПБ., 1892; Дружинин А. В., Собр. сочин., тт. IV и V; История западной литературы XIX в., под ред. Ф. Батюшкова, т. I; Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Жерлицын М., Ко льридж и английский романтизм, Одесса, 1914; Розанов М. Н., Очерки истории английской литературы XIX в., Гиз, М., 1922. Опыт систематизации философских учений К.: Mill J. S., Dissertations, v. I, 1850; Trall H. O., Coleridge, "Men of letters scries", 1884; Brandes G., S. T. Coleridge and English Romantic School, 1887. Полные биографии K.: Halle Caine, Life of Coleridge, L., 1887 (Great Writers).
III. Shepherd, The bibliography of Coleridge, L., 1901.
С. Бабух

Другие люди и понятия:

Кольцо

КольцоКОЛЬЦО — звуковой повтор (см. "Повтор звуковой"), располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы — строки, строфы и т. д., — или связующий две такие единицы по формуле: "а —… Полная информация

Кольцов А. В.

Кольцов А. В.КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич [1809—1842] — поэт. Сын зажиточного воронежского прасола, занимавшийся и сам делом своего отца. Образование К. ограничилось домашним обучением грамоте и недолгим… Полная информация

Кольцов М. Е.

Кольцов М. Е.КОЛЬЦОВ Михаил Ефимович [1898—] — видный современный журналист. Р. в семье кустаря; будучи исключен из училища за выступление против преподавателей, переехал в Петербург, где прошел нелегкую… Полная информация