Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - К

К оглавлению

Комаров

КомаровКОМАРОВ Матвей, "Житель города Москвы" — лубочный писатель XVIII в. Биографических сведений о нем не сохранилось. На основании его газетных объявлений, предисловий и посвящений к его книгам можно предположить, что он был крепостным и служил домоуправителем.
Главные произведения К.: "Обстоятельное и верное описание жизни славного мошенника и вора Ваньки-Каина и французского мошенника Картуша" [1779]; "Повесть о приключениях английского милорда Георга и о Бранденбургской маркграфине Фредерике Луизе" [1782] и др. Для К. как лубочного писателя характерны его романы: "Ванька-Каин" — обработка анонимных биографий Ваньки-Каина (см.), "Милорд Георг" — тоже обработка рукописной повести XVII в., под названием "История о милорде Гереоне", и "Невидимка". Романы К. выдержали бесконечное количество изданий, особенно "Милорд Георг", к-рый дожил без всяких изменений (лишь с некоторой модернизацией стиля) до XX столетия; последнее издание "Милорда" в 1918 было конфисковано.
К. вполне сознательно ориентировался на "низкого" читателя. "Ныне любезные наши граждане, — говорит он в преуведомлении к „Ваньке-Каину“, — не только благородные, но средней и низкой степени люди, а особливо купечество весьма охотно в чтении всякого рода книг упражняется". Потребителями К. были купечество, мещанство, дворовые, грамотные крестьяне. Творческий путь К. — от документального авантюрного "Ваньки-Каина" к контаминации авантюр и мотивов волшебных рыцарских романов и "1001 ночи" в "Милорде Георге" и "Невидимке".
Вместе с лубочной, или вернее с долубочной литературой, и близкой к ней среднебуржуазной группой М. Чулкова (см.) романы К. противополагались придворной лит-ре, обслуживавшей узкую прослойку культурного дворянства. Позднее К. был прочно загнан в лубок, уже не имевший возможности конкурировать с высокой лит-рой, и его имя забывается историками лит-ры. Очень внимательно к Комарову в девяностых годах относился Лев Николаевич Толстой, изучал причины его успеха, считал его самым распространенным в России писателем и называл свои романы "Георгами".

 Библиография:  II. Шкловский В., Матвей Комаров, житель города Москвы, Л., 1929; Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929; Мечникова Ек., На заре русского романа, "Голос минувшего", 1914, VI. См. также: Пиксанов Н. К., Два века в русской литературе, М. — П., 1923, стр. 29; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914; Сиповский В., Очерки из истории русского романа, т. I, вып. II, СПБ., 1910.
П. К.

Другие люди и понятия:

Комедия

КомедияКОМЕДИЯ — вид драмы (см.), в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она: 1. не влечет за… Полная информация

Коми литература

Коми литератураКОМИ ЛИТЕРАТУРА. — Коми (зырянская) письменность была создана в конце XIV века миссионером Стефаном, епископом Пермским, составившим в 1372 специальную зырянскую азбуку (пермский алфавит) и… Полная информация

Коми язык

Коми языкКОМИ ЯЗЫК принадлежит к группе финно-угорских яз. (см.), к к-рой принадлежит и удмуртский яз. Говоры К. яз. разделяются на коми-зырянские, распространенные в Автономной Коми области и в некоторых… Полная информация