Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - Т

К оглавлению

Тема

ТемаТема, так называется музык. мысль, если и не вполне закругленная и законченная, то все же настолько развитая, что получает определенный, характерный облик. Этим т. отличается от мотива, который представляет собой лишь зерно, из которого образуется т. (срв. Повторение), путем ли повторения мотива в прямом или обратном движении, или же путем противопоставления. Даже самые короткие темы фуг Баха могут быть объяснены таким образом, напр.:

В фуге большей частью имеется лишь одна т.; только те двойные фуги, в которых самостоятельно проведены два вождя, лишь в конце соединяющиеся вместе, имеют две т-ы, чем напоминают сонатную форму. Т-ы вариаций — ничто иное, как законченные, полные музык. пьесы (песня, ария). Т-ы сонатной формы представляют собою более расширенные мотивные образования. Введение нескольких т. в одну пьесу вызвано желанием дать сочинению большие размеры (срв. Riemann "Katechismus der Kompositionslehre", 1-я часть); необходимым условием такого противопоставления нескольких тем является характерное различие их главных мотивов.

Другие люди и понятия:

Тембр

ТембрТембр (франц. timbre, нем. Klangfarbe, областн. русск. "позвук") — то же что звуковая окраска, т.-е. именно то качество звука, благодаря которому два тона одной и той же высоты и силы, но произведенные… Полная информация

Темп

ТемпТемп (итал. tempo [срв. T.], "время"), мера времени; указание, определяющее для данного случая абсолютное значение нотных длительностей; степень скорости движения. До 17-го века средства для… Полная информация

Темперация

ТемперацияТемперация (лат. systema participatum, нем. Temperatur, франц. tempérament), так называется выравнивание неизбежных в практической музыке уклонений от акустической чистоты интервалов. Каждый консонирующий… Полная информация