Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

К - Л

К оглавлению

Лапуэнт

ЛапуэнтЛАПУЭНТ Савиньен [Savinien Lapointe, 1812—1893] — французский поэт-ремесленник. Из ремесленной верхушки. Р. в Сане (Sens), почти всю жизнь провел в Париже. По ремеслу — сапожник. В юности работал в сапожной chambrée — артели-общежитии. Участник июльской революции 1830 и республиканских восстаний против июльской монархии. Подолгу сидел в тюрьме Сент-Пелажи, где и начал литературные опыты. Печататься стал в 1840 в "Ruche populaire" — в период обозначившегося в рабочей и ремесленной верхушке разочарования в заговорщицком бунтарстве и мелкобуржуазно-интеллигентском политическом руководстве. Л. попал под влияние мирного мелкоремесленнического экономизма и культурничества, враждебного политике (которую они ассоциировали с буржуазной интеллигенцией) и проникнутого религиозно-утопическими настроениями. На Л. обратили внимание сен-симонист Оленд Родриг и Ламенне, а с другой стороны — Беранже и Эжен Сю (Л. считал себя учеником Беранже, которому впоследствии посвятил "Mémoires sur Béranger", 1857). В сборнике Родрига "Poésies sociales des ouvriers" [1841], сыгравшем при всей тенденциозности позднесен-симонистского отбора литературного материала историческую роль введения в литературу рабочей (точнее — предпролетарской) социальной поэзии, Лапуэнту уделено первенствующее место.
В 1844 вышел сборник Л. "Une voix d’en bas" с предисловием Эжена Сю, включавший также его драму "Les Juifs sous Charles VI". Стихотворения этого сборника, тяжеловесные по форме (растянутость, риторичность, напыщенность под Ламартина и пафос под Гюго), не лишены достоинств (волнующие повествования из быта рабочих). Романтическая тоска отживающего свой век ремесленничества по средним векам сочетается с гимном труду и индустрии, самоутверждением молодой рабочей поэзии и суровой критикой социальных противоречий. Вместе с тем в сборнике отразилось разочарование в бунтарской интеллигенции и в политике вообще, в к-рой рабочие являлись гораздо больше орудием, чем самостоятельной силой. Характерные Л. черты утопизма часто наносятся им на не менее характерный живописно-идиллический фон. Сборник Л. "Echos de la Rue" [1850] — значительное достижение автора в отношении эластичности и самостоятельности формы — отображает эволюцию настроений Л. в эпоху февральской революции и Второй республики. Февральская революция 1848 и особая, уже самостоятельная роль рабочих масс в ней всколыхнули Л. Поэма "Les deux maçons" [1847] — глубоко драматическая повесть о товарищеской жертвоспособности рабочих, хотя и не возвысившаяся еще до общеклассового содержания. "Les enfants de Paris" [март 1848] — боевой гимн февральской революции. В резком противоречии с ними стихи 1850 — призыв к религии и обращение к Луи Наполеону, к-рого Л. убеждает ограничиться ролью "организатора республики". В 1848 Л. напечатал цикл социальных сатир "Prolétariennes" (в сотрудничестве с Ш. Дели) и выступил социалистическим кандидатом на выборах в Учредительное собрание, но потерпел неудачу. В 1849 под влиянием глубокого разочарования рабочих масс итогами февральской революции призывает — в форме кукольной комедии "Baraque á Polichinelle" — парижских рабочих не ввязываться из-за Учредительного собрания в вооруженный конфликт с Луи Наполеоном и не способствовать возможным поражением восстановлению монархии. Тем не менее при Второй империи Лапуэнт вместе с частью верхушки ремесленнической интеллигеници под влиянием идей так называемого "наполеоновского социализма", аналогичных русской зубатовщине, сблизился с монархией; он променял ремесло на место мелкого чиновника, хотя и предпринял издание специального журнала для сапожников, и посвятил Наполеону III поэму "L’homme de Sainte Hélène" [1869]; за это император бросил ему денежную подачку. После Франко-прусской войны и падения Наполеона III Л. выступил убежденным бонапартистом. Он отчасти отразил настроения того небольшого правого крыла ремесленничества из смежных пролетариату кругов, которые, растерявшись после разгрома Коммуны, искали выхода в противовес реакционному и роялистски настроенному Национальному собранию в так наз. "наполеоновском социализме", якобы не успевшем выполнить свою программу.
В "Espérance Nationale", издававшейся на деньги низложенного Наполеона III и искавшей симпатий бывших коммунаров, Л. писал свои "Dimanches d’un prolétaire" [1872]. В 1873 он написал бонапартистскую поэму "Sédan".

 Библиография:  I. Кроме указ. в тексте: Poésies complètes, P., 1863 (вышли только первые 2 выпуска); La politique d’un prolétaire montmartrois, s. a.; Contes, P., 1856; Mes chansons, P., 1860; Le Monde industriel, Paris, 1862; Chanson libre, Paris, 1877; Le cristianisme dans la rue, Paris, 1887; En ce temps-là (contes), Paris, 1888.
II. Sue Eugène, Préface, к сборнику Лапуэнта "Une voix d’en bas", P., 1844; Письма Беранже, Гюго и Гозлана к Лапуэнту, там же; Rodrigues Olinde, Poésies sociales des ouvriers, P., 1841.
Ал. Дробинский

Другие люди и понятия:

Ларбо

ЛарбоЛАРБО Валери [Valéry Larbaud, 1881—] — французский писатель. Зачинатель "космополитического" течения в современной французской литературе. Ознакомил Францию с рядом английских писателей от… Полная информация

Ларин

ЛаринЛАРИН Кюэсти [Каарло Кюэсти Ларсон, 1873—] — финский поэт-лирик. В начале своей лит-ой деятельности пишет проникнутые юмором лирические стихи на темы из деревенской жизни, затем переходит к… Полная информация

Ларош

ЛарошЛАРОШ София [La Roche, 1731—1807] — немецкая писательница. Дочь врача. Издавала "Ежемясячный журнал для немецких дочерей". Широкую известность приобрела написанным в манере Ричардсона романом в… Полная информация