Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Мадарас

МадарасМАДАРАС Эмиль [1889—] — венгерский пролетарский писатель. Первая его книга (сб. стихов "Город") вышла в издании венгерской соц.-дем. партии в 1906. Примкнувший к соц. движению под влиянием русской революции 1905 молодой М. насыщает свою первую книгу социальными мотивами, но в ней еще нет подлинно социалистического содержания. Ее революционность весьма абстрактна. В ней, как и в других ранних произведениях М., еще очень часто встречаются характерные "гуманитарные" образы: проститутка как символ социальной несправедливости, Христос как носитель социальных идей и т. д.
Однако есть существенная разница между стихами юного Мадараса и творчеством других соц.-дем. поэтов. Он первый затрагивает крестьянский вопрос, столь важный для венгерского рабочего движения. Политика партийного руководства, идеология которого была "более реформистской, чем в любой другой социалистической партии довоенной Европы" (Бела Кун), выражалась между прочим и в сознательном пренебрежении к крестьянскому вопросу. Следуя указаниям реформистского руководства, замалчивала этот вопрос и соц.-дем. литература. Поэтому особое значение приобретают такие стихотворения М., где он впервые в истории венгерской поэзии попытался дать образ революционно настроенного крестьянина, союзника революционного рабочего.
М. не погряз в реформистском болоте довоенной соц.-д-тии. Вместе с пролетарским писателем Янош Датван он в отличие от всей массы венгерских соц.-демократич. поэтов сумел вырваться из реформистских тенет, стать одним из наиболее последовательных и идеологически выдержанных венгерских пролетарских писателей. Но в начальный период своего творчества Мадарас еще не может считаться вполне сложившимся пролетарским писателем. Его не удалось вовлечь в число "поэтических" поджигателей империалистической войны (он был тогда на фронте солдатом и как поэт безмолствовал), но в то же время он не был и сознательным борцом против нее. Когда же в Венгрии возникла советская республика, Мадарас без колебаний вступил в ряды венгерской красной армии, причем непосредственное соприкосновение с подлинно пролетарским движением дало наконец его поэзии настоящее революционное содержание и решило судьбу его дальнейшего развития. М. становится классово-сознательным пролетарским писателем. Но творчески активным М. становится лишь после падения советской Венгрии, в эмиграции. Уже первые его произведения этого периода резко отличаются от его предыдущих гуманистических произведений. Творчество М. — убедительное доказательство того, что мелкобуржуазный писатель может стать и становится пролетарским по мере того, как ему удается преодолевать свое прошлое, овладевать мировоззрением марксизма-ленинизма и включиться в практику революционной борьбы пролетариата. Теперешние произведения Мадараса политически заострены, ясны и конкретны. Его стихи всегда затрагивают социально значимые, политически заостренные проблемы: моменты классовой борьбы венгерского пролетариата, влияние героической борьбы за социализм пролетариата СССР, международн. революционное движение, вопросы интернациональной солидарности пролетариата, подготовки новой интервенции и т. д. В своей поэтической технике Мадарас обычно восходит к двум источникам: к венгерской народной поэзии и завоеваниям советской пролетарской литературы.
Большинство его рассказов затрагивает наиболее живые вопросы венгерского рабочего движения. Их основные достоинства — четкая политическая заостренность, боевая актуальность, последовательный интернационализм и революционный оптимизм. Его герои — живые люди, конкретные представители своих классов. Мадарас правильно разрешает задачу показа, переработки человеческого материала в революции, хотя не всегда свободен от ошибок упрощенчества и схематизма.
М. часто затрагивает проблемы венгерской пролетарской диктатуры. С беспощадной самокритикой вскрывает он отдельные ошибки советской Венгрии (тактические ошибки компартии в отношении соц.-дем., неправильная политика в отношении безземельных крестьян и т. д.). Указывая на последние, он ведет нас по пути правильного разрешения актуальных проблем классовой борьбы.
М. — был членом венгерской секции МАПП и член Союза венгерских революционных писателей и художников со дня его основания. Им переведены на венгерский яз. "Разгром" Фадеева и "Железный поток" Серафимовича.

 Библиография:  I. Борьба Павла Чичайды, ГИХЛ, 1931, и в "Массовой библиотеке", 1932; Стихи в библиотеке "Огонька", 1932.
II. Матейка Ян, Мадарас, "Литература мировой революции", 1932, № 4; Его же, Эмиль Мадарас, ст. в журнале "За коммунистическое просвещение", 21/III 1932; Ясенский Бруно, Эмиль Мадарас, ст. в "Известиях ВЦИК", 21/III 1932; Гергаль, Гидаш, Иллеш, Залка, Э. Мадарас, ст. в "Правде", 17/III 1932.
Ян Матейка

Другие люди и понятия:

Мадариага

МадариагаМАДАРИАГА Сальвадор, де [Salvador de Madariaga] — современный английский беллетрист, критик-эссеист, профессор Оксфордского университета, по происхождению испанец. Единственный его роман "Священный… Полная информация

Мадач

МадачМАДАЧ Эмерих [Imre Madách, 1829—1864] — венгерский писатель, происходит из стародворянской семьи. Вовлеченный в политическое движение 40-х гг., М. сотрудничал в одной из умеренно-либеральных газет и… Полная информация

Мадзини

МадзиниМАДЗИНИ (Маццини) Джузеппе [Guiseppe Mazzini, 1805—1872] — знаменитый итальянский революционер, политический оратор, публицист и критик. Один из главных деятелей итальянского… Полная информация