Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Монолог

МонологМОНОЛОГ [от греческого monos — единственный, единый и logos — слово] — "единоречие" (soliloque, Selbstgespräch), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. — так наз. обращенного М. (Du-monolog), как напр. речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в "Горе от ума". Близкими к некоторым видам М. являются и распространенные в повествовательной литературе формы "сказа" (Ich-Erzählung), как например "Записки сумасшедшего" Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах. По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. обр. изучение М. должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения данного стиля. В самых общих и условных чертах приходится наметить следующие моменты развития монолога.
Исходная и первоначальная задача М. — информация публики о тех обстоятельствах действия, к-рые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии М. последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее — у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.
Рационалистическая драматургия классицизма, исходя из учения о liaison des scènes (логической увязке сцен), впервые, пожалуй, разработала на практике и в теории целую систему использования М., подчеркнув его коммуникативно-логические и эмоционально-мобилизующие функции. Буржуазная драма XVIII в. использовала гл. обр. коммуникативные функции М. Он выполнял здесь задачи идеологически организующего элемента драматургии, суммировал философскую или социально-политическую установку произведения и неоднократно выдвигался в качестве самоценного актуального идеологического высказывания (монолог Фигаро о цензуре и т. д.), где буржуазная драма XVIII века продолжает традицию раннебуржуазного драматического М., используемого как прямое орудие пропаганды и нападения. Романтический театр XIX века приносит с собой эпоху нового расцвета М. Пропагандистский М. революционной буржуазии XVIII в. сменяется здесь М. эмоциональным, отражающим раздвоенность и рефлективность мелкобуржуазного "романтического" сознания.
Натуралистическая драматургия в теории (Золя) и на практике выступает против М. как условной и психологически неоправданной формы драматургического текста; в эту эпоху монолог живет преимущественно в драматургии "малых" жанров (шкволь, скэтч и т. д.). Развивавшееся в нач. XX в. учение о монодраме (см.) Евреинова исходило из своего рода драматургического соллипсизма, превращая М. в некую универсальную форму драматургии и являясь выражением крайнего упадка и предельной индивидуализации буржуазной психики (см. монодраматические моменты у Л. Пиранделло и Ю. О’Нейля).
В советской драматургии до недавнего времени скрещивались разные традиции драматургического использования М. В настоящее время в ряде пьес пролетарской драматургии намечается качественно новое использование М. (преимущественно обращенного) как диалектического момента в разрешении идеологической проблемы пьесы.

 Библиография:  Варнеке Б. В., Техника Островского, II. Монологи, "Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР", т. III, кн. I, Л., 1930; Grimm J., Über den Personenwechsel in der Rede, "Kleine Schriften", 1855, III; Düsel F., Der dramatische Monolog in der Poetik des 17 und 18 Jhs und in den Dramen Lessings, 1897; Lignis A., Der Monolog bei Kleist, 1902; Kilian E., Der Shakespearische Monolog und seine Spielweise, "Snakespearisches Jahrbuch", 1903, XXXIX; Flatau L., Dahlberg, Der Wert des Monologs im realistisch-naturalistischen Drama der Gegenwart, 1907; Leo F., Der Monolog im Drama, 1908; Franz R., Der Monolog und der Ibsen, 1908; Lott B., Der Monolog im englischen Drama vor Shakespeare, 1909; Keiditch O., Der Monolog bei Kalderon, 1911; Busse A., Der Monolog in Schillers Trauerspielen, 1912; Sprink W., Der Monolog in den Dramen Hebbels, 1914; Bamberg W., Die Verwendung des Monologs in Goethes Dramen, 1914; Grussendorf H., Der Monolog im Drama des Sturms und Drangs, 1914; Knüppelholz P., Der Monolog in den Dramen des Andreas Gryphius, 1914; Fernan H., Der Monolog bei Hans Sachs, 1923; Schadewaldt W., Monolog und Selbstgespräch, 1926.
К. Д. и Л. Т.

Другие люди и понятия:

Монтаж литературный

Монтаж литературныйМОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ [montage — по-французски "сборка", "подбор"] — сборник хрестоматийного типа, тематически объединенный одним стержнем. От других типов сборника М. л. отличается своей… Полная информация

Монтале

МонталеМОНТАЛЕ Эудженио [Eugenio Montale, 1896—] — современный итальянский поэт. Р. в Генуе. Стихи Монтале собраны в сб. "Ossi di seppia" (Кости каракатицы, 1925, изд. 2-е, 1928). М. — типичный представитель той части… Полная информация

Монтано

МонтаноМОНТАНО Лоренцо [Lorenzo Montano] — псевдоним современного итальянского писателя Данило Лебрехт (Danilo Lebrecht). Р. в Вероне. Дебютировал книгой стихов "Discordanze" (Разлад, 1915), за к-рой последовали… Полная информация