Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Парини

ПариниПАРИНИ Джузеппе [Giuseppe Parini, 1729—1799] — итальянский поэт-сатирик. Р. в Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом [с 1754] и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768 стал редактором "Миланской газеты". С 1769 П. — профессор "красноречия и изящных искусств" в Милане, а с 1773 — в Брере, где читал курс "Общие основы изящных искусств", который он выпустил в свет в двух книгах.
В 1752 П. дебютировал сборником галантных анакреонтических стихов, вслед за тем обратился к сочинению од буржуазно-моралистического содержания, в к-рых затрагивал различные социально-бытовые вопросы, воспевал прогресс и цивилизацию, протестовал против сословного неравенства, проповедывал милосердие и сострадание к жертвам современного социального строя. С 1757 по 1795 Парини написал 21 оду, которые все, при большой идейной насыщенности, отличались необычайной мелодичностью, разнообразием метров и ритмов, яркостью образов, мастерской отделкой формы.
В 1760 П. начал свое главное произведение — знаменитую сатирическую поэму "День" (Il giorno) в четырех частях, из коих опубликовал только первые две: "Утро" (Il mattino, 1763) и "Полдень" (Il mezzogiorno, 1765). Остальные две части — "Вечер" (Il vespro) и "Ночь" (La notte) — остались незаконченными и были напечатаны только после смерти П. Поэма, написанная 11-сложным белым стихом, описывает день жизни молодого миланского аристократа в форме мнимосерьезного, на самом же деле иронического обучения его искусству жить. В качестве сатирика и дидактика П. был связан с традициями дидактической поэмы XVI в. (Ручеллаи, Аламанни), возрожденной в начале XVIII в. Спольверини. П. испытал на себе влияние латинского поэта-сатирика Лукезини (конец XVII века) и сатирических поэм Пассерони ("Cicerone", 1755) и Роберти ("La moda"). Однако от всех своих предшественников П. отличается социальной остротой своей сатиры, которая у него направлена против паразитической ломбардской знати.
Эта сатирическая установка пронизывает и описательные части поэмы, не оставляющие без внимания ни одной детали аристократического быта, и многочисленные авторские отступления обличительного характера, в к-рых язвительная ирония то и дело сменяется гневным негодованием плебея по адресу выродившегося дворянства, живущего за счет обираемого им трудолюбивого голодного народа. Но, обличая деградацию феодальной знати, Парини не сочувствует и более жизнеспособным слоям дворянства, перестраивающимся на капиталистический лад. Ни в чем не сказывается так ясно мелкобуржуазный демократизм Парини с сильным душком "народничества", как в его ненависти к крепнувшему капитализму, в к-ром он видел главную причину обеднения народных масс. Забота о благе народном приводит П. в его оде "Буря" (Tempesta) к утопически-реакционным мечтам об уничтожении всякой торговли и всякого судостроения.
Таков своеобразный сплав революционных и реакционных настроений в противоречивой мелкобуржуазной идеологии П. Наличие в ней сатиры, направленной против итальянской аристократии, делало его поэзию приемлемой для хозяйничавших в Ломбардии австрийских властей, усмотревших например в "Дне" приятный для них урок итальянской знати, фрондировавшей против правительства Марии-Терезии. Отсюда и парадоксальное на первый взгляд покровительство поэту-разночинцу венского двора, к-рому верой и правдой служил П., видя в "просвещенном абсолютизме" Марии-Терезии и Иосифа II надежного союзника в его борьбе против феодальной знати и деляг зародившегося капитализма.
Такими же противоречиями отмечено и отношение П. к вспыхнувшей во Франции и перекинувшейся в Италию буржуазной революции. Когда республиканские войска Бонапарта вошли в 1796 в Ломбардию, 60-летний П. с восторгом приветствовал зарю итальянской свободы. Однако поступательное движение революции от буржуазного либерализма к диктатуре якобинских масс скоро испугало П., обнаружило его политическую умеренность, отрицательное отношение к террору, приверженность к религии и церкви. Последние стихи П. пронизаны горячим патриотизмом, страстной ненавистью к хозяйничавшим в Италии иноземцам. Этот патриотизм П. в сочетании с его народолюбием сделали его объектом поклонения со стороны деятелей итальянского национально-освободительного движения первой половины XIX в.
В России сатирическая поэма П. пользовалась большой известностью в 20-х и 30-х гг. XIX в. В 1824 кн. В. Ф. Одоевский рекомендовал ее вниманию русских переводчиков, а в 1830 П. А. Катенин с похвалой отзывался о П., "мастерскими стихами написавшем против большого света поэму". Несомненно также знакомство Пушкина с поэмой Парини, отзвуки которой можно найти в первой главе "Евгения Онегина".

 Библиография:  I. Лучшие издания Парини в оригинале: Il giorno commentato da G. Perretti, 2-a ed., Roma, 1925; Prose, a cura di E. Bellorini, 2 vv., Bari, 1913—1915; Poesie, 2 vv., Bari, 1929; Tutte le opere edite e inedite di G. Parini, raccolte in un vol. a cura di G. Mazzoni, Firenze, 1926.
II. Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1. Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Оветт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Carducci G., Studi su G. Parini: Il Parini minore (Opere, vol. XIII), Bologna, 1903; Carducci G., Studi su G. Parini: Il Parini maggiore (ib., v. XIV), Bologna, 1907; Bellorini E., La vita e le opere di G. Parini, 2-a ed., Livorno, 1926; Bertana E., Saggi pariniani, Aquila, 1926; Bertacchi G., Il Giorno di G. Parini, Padova, 1927; Mazzoni G., Giuseppe Parini disegnato e studiato, Firenze, 1929; Arcari P., Parini, Milano, 1929; Ottolini A., Parini, Milano, 1929; Petrini D., La poesia e l’arte di G. Parini, Bari, 1930; Natali G., G. Parini, Firenze, 1932; Spongano R., La poetica del Sensismo e la poesia del Parini, Messina, 1933.
III. Valmaggi L., Rassegna di studii pariniani, "Giornale storico della letteratura italiana", v. LXVIII, 1916; Bustico G., Bibliografia di G. Parini, Firenze, 1929.
C. Мокульский

Другие люди и понятия:

Парни

ПарниПАРНИ Эварист Дезире де Форж, виконт [Evariste Désiré de Forges, vicomte de Parny, 1753—1814] — франц. поэт, уроженец одного из о-вов Индийского океана. По происхождению француз, с примесью африканской крови…. Полная информация

Парнок

ПарнокПАРНОК Софья Яковлевна [1885—1933] — русская буржуазная поэтесса. Печататься начала с 1906. В 1916 вышел первый сборник — "Стихотворения". В пореволюционных стихах П. новая действительность… Полная информация

Пародия

ПародияПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс,… Полная информация