Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Парадокс

ПарадоксПАРАДОКС [греч. parádoxos — "противоречащий обычному мнению"] — выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. "Быть естественным — поза", "Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным" — О. Уайльд). Для П. характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму, подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. п., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, к-рая затрагивается П. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. д., самый же П. может быть и верен и неверен в зависимости от содержания. П. присущ не только художественной лит-ре, он характерен и для политической, философской и т. п. литературы.
В художественной лит-ре П. играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы напр. парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым ("Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение", "Отрицание теории есть уже теория"), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими. Аналогична при ином классовом содержании насыщенность П. речи лорда Генри в "Портрете Дориана Грэя" О. Уайльда и т. д. С другой стороны, П. является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т. е. уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как напр. у А. Франса, Б. Шоу, О. Уайльда, Ницше и др. И в том и в другом случае П., выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества и — шире — классового лит-ого стиля. Так, у О. Уайльда мы встречаем поверхностный и эпатирующий П. ("Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности", "Этические пристрастия в художнике — непростительная манерность стиля", "Искренность мешает искусству", "Лучший способ отделаться от искушения — поддаться ему" и т. п.), у А. Франса философско-иронический ("Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом"), у Б. Шоу — разоблачающий и т. д. и т. д. Приближаясь к игре слов, П. наиболее сильно культивируется авторами, тяготеющими к художественной иронии. Есть попытки перенести понятие П. в область композиции, говоря о парадоксальных ситуациях (напр. "Кентервилльское приведение" О. Уайльда, где не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, дает парадоксальную ситуацию). Однако такое расширительное толкование П. лишает его всякой определенности, поскольку здесь отпадают все словесные особенности парадокса как определенного словесного построения (афористичность, краткость, игра слов и т. д.) и заменяются чисто логической формулировкой, не являющейся термином.
В стилистике парадокс рассматривается в отделе фигур (см.).

 Библиография:  Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, сб. "Вопросы теории и психологии творчества", т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911, стр. 335—339.
Л. Т.

Другие люди и понятия:

Параллелизм

ПараллелизмПАРАЛЛЕЛИЗМ. — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и… Полная информация

Пардо-Басан Эмилия

Пардо-Басан ЭмилияПАРДО-БАСАН Эмилия, графиня [Emilia Pardo Bazan de Quiroga, 1852—1921] — одна из крупнейших испанских писательниц прошлого века. В своих произведениях П.-Б. ярко отразила смятение и растерянность дворянской… Полная информация

Парини

ПариниПАРИНИ Джузеппе [Giuseppe Parini, 1729—1799] — итальянский поэт-сатирик. Р. в Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом [с 1754] и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768… Полная информация