Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Прозаизм

ПрозаизмПРОЗАИЗМ — термин традиционной стилистики, обозначение слов или оборотов, применяемых в речи научной и деловой, но не допускаемых стилистическим "каноном" в языке поэзии. Ср. напр. у Пушкина:
"…Таков мой организм.
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)…" Как и учение о вульгаризмах, учение о прозаизмах тесно связано с типичным для ложноклассицизма и аналогичных ему направлений учением о высоком и низком стилях речи. Это учение стремится стабилизовать словарь поэзии и оградить его от вторжения элементов языка иной социально-исторической среды, иной стилистической направленности, нарушающих установленную эмоциональную и социальную тональность целого. Устранение П. из речи поэтической осуществляется в лит-ой практике этих направлений путем замены слов деловой и научной речи: а) архаизмами и вообще более общими выражениями, лишенными характерного оттенка профессиональной или технической терминологии; б) перифразами. Так, Жуковский ("Певец во стане русских воинов") вооружает генералов 1812 щитами, мечами, стрелами, тщательно избегал упоминания о более современных орудиях боя как П., свойственного лишь военным реляциям. Здесь практика поэтического языка вполне совпадает с теорией, осуждавшей современные военные термины как П. "Весьма было бы смешно в похвальном слове какому-нибудь полководцу вместо: „Герой! вселенная тебе дивится“, сказать: „Ваше превосходительство, вселенная Вам удивляется“" (А. Шишков).
Борьба за введение П. в язык поэзии во многом совпадает с борьбой за введение "вульгаризмов", как борьба за сближение языка письменного с разговорной речью. Так, в истории русского лит-ого языка за П., против перифрастического стиля выступает Пушкин, осмеивая выражения вроде: "Сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном", и обосновывая допустимость П.: "Эта молодая актриса". С отказом от учения о высоком и низком стилях исчезает и понятие "П.".
В литературном языке XIX—XX веков вопрос о П. ставится в ином плане — как вопрос о сближении поэзии с научно-технической и публицистической прозой, т. е. о сближении жанров письменной же речи. Здесь формы борьбы за П. тесно связаны с теорией и практикой различных направлений так наз. "научной" и вообще урбанистической поэзии. Действительно наличие специфического оттенка в семантике научно-технических и т. п. терминов заставляет выдвигать вопрос о введении их в язык поэзии — вопрос, в разрешении к-рого до настоящего времени не существует единства в теории различных поэтических направлений и к-рый может разрешаться всякий раз, лишь исходя из конкретной поэтической практики. Так, введение в лирические пьесы Маяковского, Безыменского, Сельвинского, Асеева и многих других современных советских поэтов научно-технических и т. п. терминов отнюдь не воспринимается читателем как П.
См. "Лексика", "Стилистика".
Р. Ш.

Другие люди и понятия:

Прокофьев

ПрокофьевПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич [1900—] — современный поэт. Р. на Ладоге в семье крестьянина-рыбака. Окончил три класса учительской семинарии. С 1919 по 1930 — в Красной армии. В гражданскую войну… Полная информация

‘Пролетарская культура’

'Пролетарская культура'"ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА" — основной теоретический орган Всероссийского совета Пролеткульта, издавался в Москве в 1918—1921 под редакцией П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. Калинина, В…. Полная информация

‘Пролетарская литература’

'Пролетарская литература'"ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" — журнал лит-ой теории и критики, орган ВОАПП (с номера 4-го журнала; первые 3 номера выходили как орган РАПП под назв. "РАПП"). Журнал начал издаваться в 1931 —… Полная информация