Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

П - Р

К оглавлению

Понтопидан

ПонтопиданПОНТОПИДАН Генрих [Pontoppidan, 1857—] — датский писатель. Р. в семье священника, в которой священнический сан передавался от отца к сыну в течение двух с половиной веков. Некоторое время работал учителем в так называемой "высшей крестьянской школе".
Понтопидан — один из крупнейших датских писателей конца XIX века, представитель мелкой буржуазии. Деградации мелкого буржуа, его гибели и приспособлению к новым экономическим условиям и посвящено творчество П. Уже в первом своем сборнике рассказов "Stäkkede Vinger" (Подрезанные крылья) П. показывает крушение и гибель мелкого производителя — крестьянина. Особенно характерен в этом отношении рассказ "Конец", где показано полное разорение и гибель крестьянской семьи. Как в этих рассказах, так и в своих крупных произведениях — трилогия "Обетованная земля" (состоящая из романов "Muld", 1891; "Det forjättede Land", 1892; "Domens Dag", 1895), роман "Lykke Per" (Счастливчик Пер, 1898—1905) — П. выступает как законченный реалист. Стоя на позициях нисходящего класса, к к-рому устремлены его симпатии, П. однако далек от мысли о возможности возврата старого, о возможности повернуть вспять колесо истории. П. принимает современную ему капиталистическую действительность, понимает ее неизбежность и требует такого же приятия и приспособления от своей социальной группы. Однако П. не только далек от ее апологии, но стремится также разоблачить язвы и противоречия современного буржуазного общества. Отсюда — критические тенденции его реализма. Вскрывая отрицательные стороны буржуазии, продажность ее прессы, науки, искусства ("Счастливчик Пер"), противопоставляя расчетливости и пустоте света идиллию любви и теплой дружбы "простых людей" (семья "всеми уважаемого" боцмана Олуфсена, шкипера Мортенесса и др.), Понтопидан далек от идеализации своего класса. Его критика тут направлена гл. обр. против той мелкобуржуазной ограниченности и консервативности психики, к-рые мешают приспособиться к новому капиталистическому "сегодня". Так, нелепы и даже отвратительны братья "счастливчика Пера" — наследники высоких моральных заветов старого пастора Сидениция, превратившие их своей ограниченностью в отжившую догму, в тупые предрассудки. Олицетворением этой консервативной психики для П. становится религия. Против увлечения религиозными течениями направлен его роман "Sandinge Meninghed" [1883] и очень много места критике религии посвящается в его "Det forjättede Land" и в "Счастливчике Пере". Здесь мы находим целые филиппики, направленные против христианского аскетизма, гонения на евреев и культа старой, отжившей морали ("Счастливчик Пер"). Разоблачению идеалистического понимания природы и людей посвящена трилогия "Обетованная земля". П. показывает всю несостоятельность своего героя Эмануэля Ханстеда, законченного идеалиста, подходящего к жизни с раз навсегда установленными идеалистическими требованиями. Но, требуя вместе со своим любимым героем "счастливчиком Пером" "освобождения от призраков прошлого", П. все же не отказывается от старого мира, и настоящее удовлетворение его герой получает лишь тогда, когда находит свою миссию в исправлении утверждающегося общественного порядка внесением в него положительных черт старого мелкобуржуазного мира. Утопичность такого "реформаторства" привела П. в последнем его произведении "De Dödes Rige" (Страна смерти, 1912—1916) к столь популярной в скандинавской литературе теме, как уход от общества, возврат к природе, "к естественной жизни всех живых существ земли". Выдержанный реалист во всем своем творчестве, П. однако в этом последнем романе значительно приближается к импрессионизму. Если в таких романах, как "Счастливчик Пер" и "Обетованная земля", П. показывает своего героя в действии, в его взаимоотношениях с обществом, то здесь его интересует только духовная жизнь фантаста Иетте. Образы и сравнения П., носящие в первый период зачастую нарочито прозаический характер, становятся более отвлеченными и усложненными. В художественном отношении это последнее произведение значительно уступает его реалистическим романам, дающим богатую галерею типов буржуазной Дании, а подчас с чисто бальзаковской прозорливостью вскрывающим противоречия буржуазного общества.

 Библиография:  I. Fra Hytterne, 1887; Natur, 1890; Skyer, 1890; Den gamle Adam, 1894; Höjsang, 1896, Собр. сочин., перев. М. Благовещенской, вступ. ст. Б. П. Сильверсвана, изд. "Просвещение", СПБ, 1913 (тт. I—III. Счастливчик Пер, Роман; тт. IV—V. Обетованная земля, Роман); Встречные силы, Роман, СПБ, 1906; Молодая любовь, Идиллия, перев. В. Спасской, изд. Антик, М., 1908 (изд. 3, М., 1914).
II. Hofmiller J., Zeitgenossen, München, 1910; Andersen V., H. Pontoppidan, Kjöbenhaven. 1917.
Л. Блюмфельд

Другие люди и понятия:

Поп

ПопПОП Александр [Pope, 1688—1744] — английский поэт. Р. в Лондоне, в католической семье купца. Принадлежит к тем выходцам из буржуазии, к-рые, становясь идеологами аристократии, стремятся всячески… Полная информация

Попов

ПоповПОПОВ Николай Павлович [псевдоним Жугыль, 1901—] — коми пролетарский писатель, преимущественно драматург и критик. Р. в семье крестьянина-бедняка. Член ВКП(б). Был секретарем КАПП; редактором… Полная информация

Попович

ПоповичПОПОВИЧ Богдан [1863—] — видный сербский лит-ый критик (искусствовед), проф. Белградского университета. Р. в Белграде. Первые лит-ые работы его относятся к концу 80-х гг. ("Студия о Бомарше", 1889)…. Полная информация