Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Скальды

СкальдыСКАЛЬДЫ — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории лит-ры оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — "главным поэтам") в отличие от рапсодов, так наз. "народных" (см. "Эдда"). Время и место возникновения поэзии С. нам неизвестны. Древнейший памятник ее — "Рагнарсдрапа" Браги Старого [Brage den Gomle, ок. 830] — не моложе самых старых песен Эдды. Неизвестен также источник новых форм, введенных С.; кельтское происхождение их не может быть доказано за неимением точных эквивалентов. Первые скальды — норвежцы, но со времени колонизации Исландии это искусство почти целиком перешло к исландцам.
С. не являлись профессионалами-литераторами: в эпоху викингов они — купцы, воины и земледельцы, в XII—XIII вв. — очень часто клерики. Были среди С. и женщины (как королева Гунхильд, жена Эйрика Кровавой Секиры, X в.). Порой С. становился дружинником короля, сражался и умирал вместе с ним (как Тормод Кольбрунарскальд); некоторые С. занимали при дворе высокие должности (Сигхват Тордарсон, XI в.); другие лишь на время покидали исландское поместье, чтобы разъезжать по разным дворам и воспевать конунгов и ярлов. Многие норвежские короли (Харальд Прекрасноволосый, Олаф Трюггвасон, Олаф Святой, Харальд Суровый и др.) сами были поэтами. В награду за панегирик С. получал богатую одежду, деньги, роскошный щит или даже целую ладью груженую товаром. Поэмы С. говорились (а не пелись) без всякого аккомпанемента.
Основной жанр поэзии С. — панегирик. Кролю знатных лиц или их родов предметом панегирика могут быть и вещи: щит, расписанный мифологическими картинами, богатый дом. Большей частью восхваляются живые люди, но иногда и покойники (эрфидрапа); особенно выделяется по лирической силе песнь но умершем сыне Эгиля Скалаграмсона. Есть у С. и религиозный панегирик, сперва языческий (напр. "Торсдрапа" Эйлифа Гудрунарсона), а после христианский; последний обильно представлен в XII, XIII и XIV вв. Сохранились также стихотворения любовные (мансанг) и сатирические (флим), хотя и те и другие строго преследовались законом.
Основные формы поэзии С.: а) драпа — равнострофическое стихотворение (классическая структура: вступление, панегирик, снабженный припевом, и заключение); б) флокк — бесприпевная драпа; в) висы — отдельные импровизированные куплеты.
От поэзии Эдды произведения С. резко отличаются по стилю и метрике. Характерна перегруженность текста сложными метафорическими выражениями (так наз. кеннинги): "гуси битвы" — стрелы, "шум гусей битвы" — бой, "огонь реки" — золото, "сосна огня реки" — женщина и т. п. Злоупотребление вставными предложениями и инверсией сильно затрудняет понимание текста. Причудливый порядок слов появляется несомненно в результате строгих требований метрики, к-рая, разделяя с стихосложением Эдды и тонический принцип (счет ударений) и аллитерацию, вводит еще счет слогов и внутренние созвучия (так. наз. хендинг), а также строго регулирует место аллитерации. Основным размером является так наз. "дружинный" (дротквет): трехударные шестисложные стихи, содержащие внутреннее созвучие, скрепленные по двое аллитерацией и соединенные в восьмистишные строфы. Но имеется еще много других размеров. С XII в. появляются особые наставления для С. [так наз. "младшая" Эдда (см.) Снорри Стурлусона].
Поэзия С. переживала расцвет в эпоху викингов (приблизительно до смерти Харальда Сурового, 1066). С усилением церковного влияния начался упадок С. [конец XI в.]. Затем Скандинавия все больше и больше входит в сферу общеевропейской культуры развитого феодализма; рыцарская и религиозная лит-ра обильно притекает с континента, чему немало способствует участие скандинавов в Крестовых походах. Правда, с середины XII в. начинается некоторое возрождение поэзии С. под пером исландских ученых, к-рое продолжается в течение XIII в. (эпоха Стурлунгов) и захватывает начало XIV в.; но это — ученая, архаизирующая поэзия, не всегда умело копирующая старые формы. Поэзия С. незаметно переходит в религиозно-дидактическое стихотворство. В середине XIV в. она сменяется новой поэзией латинского происхождения, так наз. "римами" (rimur).

 Библиография:  Thorlaksson Gr., Idsigt over de norsk-islandske skjalde, Kjöbnv., 1882; Mogk E., Geschichte der norwegisch-isländischen Literatur, 2 Aufl., Strassburg, 1904; Meissner R., Skaldenpoesie, Halle, 1904; Jonsson F., Den islandske litteraturs historie tilligemed den oldnorske, Kjöbnhv., 1907; Kock A., Notationes Norroenae, Lund. u. Lpz., 1923 u. ff.; Reichardt C., Studien zu den Skalden des 9 und 10 Jahrhunderts, Lpz., 1928; Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, перев. К. Бальмонта, М., 1894.
B. Y.

Другие люди и понятия:

Скандинавские языки

Скандинавские языкиСКАНДИНАВСКИЕ ЯЗЫКИ — датский, шведский, норвежский, исландский и ферейский — составляют северную группу в системе германских яз. (см.), отличаясь от других групп ее рядом особенностей в… Полная информация

Скандовка

СкандовкаСКАНДОВКА от [латин. "scandere"] — чтение метрических стихов с отчетливым разделением их на степени и с подчеркиванием тезисов и арсисов, т. е. сильных и слабых долей стопы (см.). Прием С.,… Полная информация

Скаррон

СкарронСКАРРОН Поль [Paul Scarron, 1610—1660] — французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый образ жизни в кругу поэтов, актеров и… Полная информация