Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - С

К оглавлению

Сейфуллин

СейфуллинСЕЙФУЛЛИН Сакен [1894—] — казахский пролетарский поэт. Член ВКП(б) с 1917. Р. в Тана-аркинском районе Карагандинской области, в семье скотовода-середняка. Учился в Омской учительской семинарии, к-рую окончил в 1916. Во время своего пребывания в семинарии был одним из наиболее активных участников кружка казахской молодежи "Бирлик" (Единение), ставившего себе задачей распространение идеи борьбы против царской колонизаторской политики и приобщение к культуре широких слоев казахского населения. В 1915 "Бирлик", превратившийся в политическую организацию, раскололся на две группы. С. и Алтанов Шаймерден заняли левую позицию, утверждая, что правая группа, предпочитающая линию Букейханова (лидер буржуазной партии), по существу защищает интересы одной лишь казахской верхушки. В 1917—1918 С. активно участвовал в организации "Совдеп" в Акмолинске и "Тас-казах" (Младоказак), организовал и редактировал газ. "Тиршилик", служившую орудием пропаганды идей большевизма, и вел активную борьбу с алаш-ординским (контрреволюционная националистическая партия) движением. В мае 1918, после чехо-словацкого переворота в Сибири, был арестован белыми. Колчаковский суд приговорил его к расстрелу, но ему удалось бежать. В 1922 С. — зам. наркомпроса Казакстана. В 1923—1925 — председатель совнаркома казахской АССР, ответственный редактор газ. "Энбекши казак", избирался в члены ВЦИК и Союзного ЦИКа. В 1936 награжден орденом Трудового Красного знамени.
Лит-рой С. занимается с 1913. Первая книжка стихов "Откен-Кундер" (Минувшие дни) издана в 1915. Дореволюционные стихи С. написаны под влиянием поэтов национально-освободительного движения, однако эти стихи отличались от произведений правых националистов: занимая в основном националистическую позицию, С. понимал, что казахский народ не един, что среди него имеются группы эксплоататоров и эксплоатируемых. Политические воззрения С. стали более четко оформляться в 1917—1918. Наряду со стихотворениями вроде "Бабаларыма" (К моим предкам), свидетельствовавшими о недостаточном преодолении прежней идеологии, С. почти первый в казахской поэзии выступил с революционными стихами. В стихотворении "К рабочим" он изобразил рабскую участь рабочих до революции; в стихотворении "Товарищи" призывал рабочих к вооруженной борьбе за диктатуру пролетариата. С. написал первый казахский революционный марш "Жас казах марсельези". В стихах "Иван и Мырзабек", "Надежда", "Умит", "Умиля" проповедывал интернациональную борьбу против эксплоататоров. В пьесе "Красные соколы" показал борьбу большевиков провинции с колчаковщиной и Алаш-ордой. В начальный период нэпа стихи С. обнаруживал идеологические колебания. В стихах "Нэп", "Мягкий вагон", [1925] и в особенности в стих. "Жанцолин", "Разлука лебедя" наиболее рельефно отразились троцкистские влияния, выразившееся в капитулянтской оценке нэпа как отступления. В талантливо написанном мемуарном романе "Тяжелый путь, трудный переход" С. в документах и образах показал события гражданской войны в Казахстане. Исключительное место в казахской советской лит-ре занимает поэма "Советстан", в к-рой поэт воспевает творческую мощь страны советов и рисует яркие картины социалистического строительства. В формальном отношении эта поэма является большим достижением для казахской поэзии. С. создал новые ритмы, отличающиеся динамизмом.
Стихи С. начала реконструктивного периода хотя и отличаются мастерством, в сущности носят несколько стандартный агитационный характер. В дальнейшем особо выделяется поэма "Красный конь" [1933], значительно поднявшая художественный уровень казахской советской поэзии. В этой поэме С. вскрывает ошибки так наз. старого руководства казахского крайкома ВКП(б) — в сельском хозяйстве в 1930—1932 и показывает, как эти ошибки и перегибы исправлялись в соответствии с директивами партии. Вопросы животноводства, тягла и посевной кампании поэт увязывает с шестью условиями т. Сталина, к-рые и перелагает на язык поэзии. Поэма эта имеет большое идейно-воспитательное значение.
В основных своих произведениях С. — лирик. Историческая поэма "Кокчетау", стихотворения "Сырнандык", "Советстан", "Письмо к матери", "Красный конь" относятся к лучшим образцам казахской лит-ры. В прозе С. менее значителен, чем в поэзии. За последние годы С. занимается изучением казахского фольклора и письменной лит-ры.

Библиография I. Минувшие дни, Омск, 1915; Дикие бегуны, Оренбург, 1922; На пути к счастью, Пьеса, Оренбург, 1923; Красные соколы, Пьеса, Оренбург, 1923; Домбра, Оренбург, 1924; Советстан, Кзыл-Орда, 1925; На вольной жизни, Кзыл-Орда, 1928; Трудовой договор, Кзыл-Орда, 1927; Социалистан, Алма-Ата, 1932; Альбатрос, Алма-Ата, 1933; Землекопы, Кзыл-Орда, 1928; Тяжелый путь, Оренбург, 1924; История казахской литературы, ч. I, 1932; Сборник героического эпоса, ч. 1 и 2, 1932; В вагонах смерти атамана Анненкова, Кзыл-Орда, 1928.
Сабит Муканов

Другие люди и понятия:

Сейфуллина

СейфуллинаСЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна [1889—] — советская писательница. Из крестьян. Окончила гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и внешкольной работой уездного… Полная информация

Секстина

СекстинаСЕКСТИНА — одна из особых так наз. "твердых, форм" лирической поэзии, итальянского происхождения. С., как видно из ее названия (латин. sex — шесть), состоит из шести стихов. В русской лирике для… Полная информация

‘Селестина’

'Селестина'"СЕЛЕСТИНА", или "Трагикомедия о Калисто и Мелибее" (Celestina o Tragicomedia de Calixto y Melibea) — замечательный памятник испанской лит-ры XV в. "С." написана в диалогической форме и состоит в… Полная информация