Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

С - У

К оглавлению

Сю

СюСЮ Эжен [Eugène Sue, 1804—1857] — виднейший представитель массовой социальной беллетристики 40-х гг. во Франции. Сын придворного врача.
"Сентиментально-мещанский социал-фантазер", по определению Маркса, С. является типичным писателем-профессионалом эпохи возникновения массового рыночного спроса на лит-ру. Приспособление к требованиям широкого читателя характерно для С. на всех этапах его творчества. Свою деятельность начал как драматург. Выдвинулся рассказами. Сборник "Плик и Плок" ("Plik et Plok") снискал ему почетное по тем временам прозвище "французского Купера". Колониальная экспансия (захват Алжира и др.) возбуждает в 30-х гг. живой интерес к экзотическим странам. Увлечение байронизмом находится в апогее. Все это обеспечивает успех таких морских и колониальных романов С., как "Атар-Гюль" (Atar-Gull, 1831); "Кукарача" (La Coucaratcha, 1832—34) и др., где на фоне тропического пейзажа действуют гордые, разочарованные личности, таинственные злодеи и безумно-смелые морские волки. В романах из современной ему жизни ["Сесиль" (Cécile, 1835), "Артур" (Arthur, 1838) и др.], так же как и в условно-исторических — "Латреомон" (Latréaumont, 1837), "Маркиз де Леторьер" (Le Marquis de Letorières, 1839) — и других зарисовки, нередко портретные, легитимистских салонов подвергнуты той же обработке в духе байронизма, как и наблюдения, легшие в основу первых романов. Современники впрочем находили, что пресыщенное, самолюбивое, отравленное ядом рефлексии и позерства поколение 30-х гг. запечатлено в романах С. как живое. Однако в отличие от его дворянских бытописателей (Мюссе и др.), у С., чем дальше, тем настойчивей выступает типично буржуазное морализирование. "Матильда" (Mathilde, 1841), разоблачающая испорченность аристократии, знаменует совершившийся переход С. на новые, лево-буржуазные позиции. Наиболее популярны "Парижские тайны" [1842] — первый социальный роман С. Чрезвычайно доходчивым в этом произведении оказалось применение традиционных приемов "романа ужасов" к свежему, политически актуальному материалу — описанию быта парижской нищеты и преступного мира. Превознесенный Консидераном, Пиа, Ламартином, роман нашел беспощадную оценку у Маркса, обстоятельно показавшего в "Святом семействе" его идейное убожество и психологическую фальшь, продемонстрировавшего эклектизм идеологии С., скомбинированной из осколков реакционного буржуазного филантропизма и сентиментально-утопического социализма. С оценкой Маркса гармонирует и отклик Белинского на роман С. (см. замечательную статью Белинского о "Парижских тайнах", Избр. соч., т. II, Гослитиздат, 1937). Великий русский критик с негодованием обрушился на художественную фальшь и благонамеренный реформизм романа, затемнившие критику социального неравенства, церкви, брака и традиционной морали, но зато отвечавшие вкусам лево настроенного городского мещанства 40-х гг. Грандиозный успех "Парижских тайн" и антиклерикального "Вечного жида" (Le Juif errant, 1848) означал не только революционизирование этой среды, но и ее политическую аморфность, ярко проявившуюся в ходе революции 1848.
Почти все романы С., начиная с 1837, шли сперва фельетонами в умеренно-либеральных газетах ("Journal des Debas", "Constitutionel" и др.), находя доступ к читателю, нередко не бравшему до того книги в руки, и в свою очередь привлекая его к газете (во время печатания "Вечного жида" в "Constitutionel" число подписчиков поднялось с 3 000 до 40 000, в читальнях устанавливались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи). Обращение к массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику: упрощенность психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги, при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец эмоциональность и неряшливость языка. В отличие от другого корифея романа-фельетона, А. Дюма, опоэтизировавшего разгульную жизнь дворянского искателя приключений, С. внес в свои романы элементы демократического реализма — сочувственные описания быта рабочих, трактовку характеров как результата воздействия общественной среды, популяризацию идей утопического социализма. После "Вечного жида" популярность С. еще продолжала расти. Перед 1848 имели заметный успех "Мартин-найденыш" (Martin l’enfant trouvé, 1847) и цикл "Семь смертных грехов" (Les sept péchés capitaux, 1847). В 1850 С. выбирают в Национальное собрание (Маркс оценил эти выборы как "шутку в угоду гризеткам"). После 1851 он эмигрировал. Гнет цензуры и разочарование мелкой буржуазии в розовых идеалах 40-х гг. тяжело отразились на лит-ой судьбе С. Лучшее из его последних произведений, революционно-историческая эпопея "Тайны народа" (Les Mystères du peuple, 1849—57), подверглось запрету во Франции, а потом и в других странах.

 Библиография:  I. Русские переводы из Сю многочисленны. Многие из них указаны современными отзывами в работе Е. Б. Покровской (см. ниже). Новейшее изд. Агасфера (4 тт.) в пер. С. Ильиной, под ред. и со вступ. статьей и комментариями Ю. И. Данилина дано изд-вом "Academia", М. — Л., 1933—1936.
II. Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Сочин., т. III; К. Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Сочин., т. VIII; Маркс и Энгельс об искусстве. Сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц. Под ред. А. В. Луначарского, М., 1933, стр. 64—86, 157. Указания на др. высказывания Маркса и Энгельса о Сю см. по "Библиографическому справочнику", приложенному к этому же изданию (№№ 68, 117, 180, 182, 205); Белинский В., Рецензии на "Парижские тайны" ("Отчет. записки", 1844, март) и "Терезу Дюнойе" ("Современник", 1847 или Полн. собр. сочинений под ред. Венгерова, т. X); Gros J.-M., Le mouvement littéraire socialiste depuis 1830, P., 1904; Teeg S. L. F., Die sozialen Elemente in den Romanen E. Sue’s, Greifswalder, Diss., 1921; Atkinson N., E. Sue et le roman-feuilleton, Nemours, 1929; Jarbinet G., Les Mystères de Paris d’Eugène Sue, P., 1932; Веселовский Ю., Э. Сю в изд.: История западной литературы (1800—1900), под ред. Ф. Батюшкова, т. II, кн. 7, М., [1914], стр. 473—477; Покровская Е. Б., Литературная судьба Е. Сю в России (1830—57), "Язык и литература", сб. V, Л., 1930 (здесь же и библиография); Данилин Ю., Эпоха сороковых годов и "Агасфер" Эжена Сю, вступит. статья к "Агасферу", т. I, в изд. "Academia" [М. — Л.], 1933; Лифшиц М., Маркс о "Парижских тайнах" Сю, "Октябрь", 1933, № 3.
И. К.

Другие люди и понятия:

Сюарес

СюаресСЮАРЕС Андре [Suarés André; Félix-André-Yves Scantrel, 1866—] — французский писатель. Известен как автор многочисленных критических статей, монографий, лирико-философских фрагментов и очерков…. Полная информация

Сюжет

СюжетСЮЖЕТ. 1. С. в лит-ре — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей,… Полная информация

Сюжеты бродячие

Сюжеты бродячиеСЮЖЕТЫ БРОДЯЧИЕ — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в… Полная информация