Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

У - Ф

К оглавлению

Уэбстер

УэбстерУЭБСТЕР Джон [J. Webster, 1580?—1625?] — англ. драматург, современник Шекспира. Биографических данных об У. не сохранилось, известно лишь, что он был сыном портного. Творчество У. охватывает 1602—1624 гг. До 1612 в сотрудничестве с драматургами Деккером, Марстоном, Гейвудом и др. У. пишет ряд пасторальных и бытовых комедий и мещанских фарсов.
Все они отличаются художественной незрелостью; юмор не был стихией мрачного У., слава, его покоится на двух шедеврах: "The White Devil", 1612 (перев. на русский язык Аксеновым под загл. "Белый дьявол") и "The Duchess of Malfi", 1614 ("Герцогиня Мальфи"). Перу Уэбстера принадлежит также трагикомедия "The Devil’s Law Case", 1620 ("Процесс дьявола"). Ему раньше приписывалась трагедия "Аппий и Виргиния", но R. Brooke в 1911 доказал, что она написана Гейвудом. Сюжетом "Белого дьявола" послужили исторические события Италии эпохи Медичи, в центре к-рых фигурирует знаменитая куртизанка Виттория Коромбона, а фабула "Герцогини" заимствована из новеллы Банделло, переведенной Пэйнтером в сборнике "Дворец наслаждения".
В своем показе распущенности двора, аристократической олигархии и всесильного католического духовенства, У. всецело стоит на позициях гуманизма.
В жанровом отношении трагедии У. принадлежат к "трагедиям крови", восходящим к "Испанской трагедии" Кида, и в них мы находим весь реквизит этого жанра: мрачную фантастику (сцена на кладбище, замогильный голос герцогини), эффекты ужаса (пляска умалишенных и сцена с могильщиком), нагромождение преступлений (умерщвление детей и мужа), гиперболизацию человеческих страстей и сублимированную патетику. Особенной яркостью отличается образ Виттории Коромбоны, проникнутой жестокостью и лицемерием.
Композиция У. грешит отсутствием логической связи между отдельными сценами и недостаточной четкостью сюжетного построения (напр. отдельные акты "Белого дьявола" и бледный V акт в "Герцогине"), но сжатость и художественная выразительность языка, представляющего собой чередование прозы и стихов, лирическая насыщенность, мрачный пафос его метафор обеспечивают У. место не только гениального драматурга, но и выдающегося поэта.

 Библиография:  I. На русском языке: Аксенов И. А., Елизаветинцы, вып. I, кн-во Центрофуга, М., 1916 (здесь дан пер. "Белого дьявола").
II. Complete works, ed. by F. L. Lucas, 3 vls, L., 1927 (лучшее изд. соч. V, обширная лит-ра в т. I); Gnoli D., Vittoria Accoramboni, Firenze, 1870; Gosse E., C. Webster, в кн. Seventeenth-century studies, 2 nd ed., L., 1885; Symond J. A., Renaissance in Italy, L., 1886; Его же, Italian Byways, L., 1883; Dictionary of National Biography, ed. by S. Lee, v. LX, L., 1899 (нуждается в поправках); Stoll E. E., John Webster, periods of his work…, Boston, 1905 (Лучшее исследование о творчестве Уэбстера); Crawfeord C., Collectanea, 2 vls, L., 1906—1907; Swinburne A. C., The Age of Shakespeare, L., 1908; Pierce F. E., The Collaboration of Webster a. Dekker, N. Y., 1909; Brooke R., John Webster and the Elisabethan Drama, L., 1916.
Н. Е.

Другие люди и понятия:

Уэллс

УэллсУЭЛЛС Герберт Джордж [Herbert George Wells, 1866—] — современный английский писатель. Р. в семье разорившегося лавочника; вынужден был еще в юности перепробовать разные профессии. Работал аптекарским… Полная информация

Уэлш

УэлшУЭЛШ [James Wellsh, 1881—] — современный английский лейбористский писатель, член независимой рабочей партии, известен как автор "Песен горняка" (Songs of a miner), сборника лирических стихотворений и… Полная информация

Фабльо или Фаблио

Фабльо или ФаблиоФАБЛЬО или ФАБЛИО [старофранцузское fableaux, fabliaux — множественное число от fablel — "побасенка"; форма fabliaux является диалектизмом] — короткая стихотворная повесть, обычно комического или… Полная информация