Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

У - Ф

К оглавлению

Физиологический очерк

Физиологический очеркФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК — бытовой нравоописательный очерк, получивший широкое распространение во Франции, Англии в 30—40-х гг. XIX в., а в 40-х гг. и в России. Своей целью Ф. о. ставил изображение современного общества, его экономического и социального положения, во всех подробностях быта и нравов. В физиологическом очерке раскрывается жизнь разных, но преимущественно так наз. низших классов этого общества, его типичных представителей, даются их профессионально-бытовые характеристики. Ф. о. были созданы совместно писателями и художниками и снабжались многочисленными "зарисовками с натуры". Невозможно дать перечень огромного числа маленьких книжечек, составивших серию "физиологий" (без автора — "Физиология Парижа", "Физиология тюрьмы", "Физиологии полиции и суда"; H. Monnier — "Физиология буржуа", "Физиология рантье"; без автора — "Физиология одежды", Balzac — "Физиология лавочника"; "физиология" врача, портного, парикмахера, студента, продавщицы, актрисы, омнибуса, зонтика, шляпы и т. д.). Все эти очерки назывались Ф. о., так как претендовали на объективный, беспристрастный анализ описываемых явлений. Об этом же говорит их подзаголовок "естественная история нравов" и частые ссылки на Бюффона. Свое начало Ф. о. берет в радикальной и республиканской французской прессе того времени, ведшей жестокую борьбу с Июльской монархией (журнал "Caricature", "Charivari" и ряд др.). Целый ряд карикатур и очерков, появившихся в мелкой прессе, можно считать прямыми предшественниками Ф. о. Таковы печатавшиеся там серии рисунков и нравоописательных карикатур Gavarni, Monnier, Grandville, Daumier и мн. др.
Ф. о., став самостоятельным жанром, выходят из рамок журнала и издаются отдельными книжечками.
Наряду с отдельными Ф. о. появляются также сборники Ф. о. и различных нравоописательных очерков ("Les français peints par eux mêmes", 1839—1842, 8 tt.; "Le livre des cent etun", 1831—1834, 15 tt., éd. Lavocat; "Paris au XIX siècle", 1899; "Le diable a Paris", 1845, 3 tt., и мн. др.). В этих сборниках принимают участие крупнейшие писатели того времени: Бальзак, Жорж Санд, Ж. Жанен, А. Карр, Ф. Сулье, Поль де Кок и мн. др. Вначале авторы их продолжали общественно-сатирические традиции мелкой прессы, затем перенесли внимание с общественно-политических вопросов на социально-бытовые. Они стремились широко осветить жизнь "низших" слоев общества, ввести в литературу людей презираемых профессий, показать городские низы, людей деклассированных, выброшенных из капиталистического общества. Наряду с боевыми, целеустремленными Ф. о. республиканских писателей появился ряд безыдейных Ф. о., усвоивших лишь их формальные особенности.
В творческом развитии писателей-авторов Ф. о. современное им нравоописательное направление сыграло большую роль. Очень показательно в этом отношении творчество Бальзака, долго сотрудничавшего в мелкой прессе и написавшего ряд физиологических очерков.
Аналогичные нравоописательные течения имели место точно так же и в литературе других европейских стран: "Les anglais peints par eux mêmes", 1840—1841; "Les belges peints par eux mêmes".
Е. Шишмарева Французское нравоописательное направление вызвало широкий отклик и в русской литературе 40-х годах, где физиологический очерк стал одним из популярных жанров "натуральной школы".
Представители этого жанра в русской лит-ре относили его к разряду "беллетристики", т. е. таких произведений, к-рые, не ставя перед собой собственно художественных задач, знакомят читателя в живой форме с нравами и бытом, со всем разнообразием социальных укладов, с этнографией и географией различных мест России (см. предисловие к сборнику "Физиология Петербурга", СПБ, 1845).
В. Г. Белинский следующим образом определял особенности очеркиста-"физиолога": "У него нет таланта чистого творчества… он не может создавать характеров, ставить их в такие отношения между собой, из которых образуются сами собой романы и повести. Он может изображать действительность, виденную или изученную им, или, если угодно, творить, но из готового, данного действительностью материала" ("Взгляд на русскую литературу 1847 г.").
Ф. о. сыграл в русской литературе большую роль. Это был жанр, впервые широко выдвинувший в лит-ре "типы" из социальных низов. Ф. о. обращал внимание разных общественных групп на положение классов, которые до этого были вне поля зрения широкой лит-ры. Вместе с тем Ф. о. был выражением складывавшихся в этой лит-ре реалистических тенденций. Греша очень часто натурализмом, поверхностным реализмом, Ф. о. свидетельствовали о проникновении реализма в самую гущу лит-ры. Развитие лит-ры в этом направлении было предуказано еще Пушкиным.
Ф. о., как и натуральная школа вообще, был однако не однороден, обнаруживая только некоторые общие черты: интерес к социальным "низам", изображение не характера, не индивидуальности, но "типа", как тогда говорили, т. е. общественного положения и профессии (например дворника, шарманщика, водевилиста, мелкого чиновника и т. д.), преобладание описания над сюжетом.
Физиологические очерки Некрасова (напр. "Петербургские углы") проникнуты подлинным знанием жизни петербургских низов и подлинным сочувствием к ним, а также горячей ненавистью к крепостническому строю. В лице Некрасова и Белинского (очерк последнего "Петербург и Москва") перед нами революционно-демократическое крыло очеркистов-"физиологов".
Иное положение занимают первые рассказы из "Записок охотника" Тургенева, расценивавшиеся в 40-е годы как Ф. о. Эти очерки социально менее остры, но больше разработаны психологически.
Еще более умеренными были Ф. о. Григоровича, И. Панаева, Гребенки. В Ф. о. Панаева И. (Петербургский фельетонист, Литературный заяц, Парижские увеселения и др.) с большим знанием описываются литературные круги столицы и "околосветские" слои. Петербургская голь освещается Панаевым более филантропически.
Так же описывает эту голь Григорович ("Петербургские шарманщики") и местечковую бедноту Гребенка ("Фактор").
У Даля ("Беглянка", "Сухая беда", "Находка" и др.) крестьянство рассматривается исключительно с этнографической точки зрения, при полном безразличии и даже враждебном отношении автора к вопросам социальных судеб крестьянства.
Ф. о. этих писателей носили, в отличие от Ф. о. Некрасова и Тургенева, гораздо более описательный, объективистский характер.
Необходимо указать на ближайшее соседство Ф. о. с фельетоном (особенно у Панаева), на использование очеркистами юмора (напр. сборник "Первое апреля") и наконец на стихотворные физиологические очерки ("Чиновник" Некрасова во второй части "Физиологии Петербурга").
В 40-е гг. Ф. о. рассматривался как нечто единое, и крепостническая печать выступала против "грязефильства", "низкой тематики" и "дурных вкусов" как Некрасова, так и Даля, — писателей, пути к-рых позже резко разошлись.

 Библиография:  I. Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов. Под ред. Н. Некрасова, ч. I и II, СПБ, 1845; Башуцкий, Наши, списанные с натуры русскими, СПБ, 1841; Повести, сказки и рассказы Казака Луганского (Вл. Даля), 4 части, СПБ, 1846 (и посл. изд.); Картинки русских нравов, кн. I, СПБ, 1842; Булгарин, Очерки русских нравов или лицевая сторона и изнанка рода человеческого, СПБ, 1843 (в 6 выпусках); Первое апреля, Комический иллюстративный альманах, СПБ, 1846.
II. Рецензия на ч. II "Физиологии Петербурга" в "Отечественных записках", 1845, т. XLI; Белинский В. Г., Полн. собр. соч. под ред. С. А. Венгерова, т. VII, СПБ, 1904 [Рецензии на: "Физиологию влюбленного" и "Наши, списанные с натуры русскими"]; Его же, Полн. собр. соч. под ред. С. А. Венгерова, т. VIII [рец. на "Физиологию театров в Париже..." Куайляка и "Физиологию вивёра" Д. Руссо]; Его же, Полное собр. соч. под ред. С. А. Венгерова, т. XI, П., 1917 [Ответ "Москвитянину", Взгляд на русскую литературу 1847 г.]; Его же, Полн. собр. соч., т. XII, Гос. изд., М. — Л., 1926 ["Вступление в "Физиологию" Петербурга...]; Сакулин П., Неизвестная статья В. Г. Белинского, "Известия отд. русского языка и словесности Акад. наук", СПБ, 1911, т. XVI, кн. 3; Григорович Д. В., Литературные воспоминания, Ред. и примеч. В. Л. Комаровича, изд. "Academia", Л., 1928 (гл. VI); Грузинский А. Е., И. С. Тургенев, М., 1918 (гл. IV); Белецкий А. И., Достоевский и натуральная школа в 1846 году, "Наука на Украине", 1922, № 4. См. также литературу об указанных в тексте писателях.
Л. Жуков

Другие люди и понятия:

Физули

ФизулиФИЗУЛИ Могамед Сулейман Оглы [1500 (1502?)—1563] — великий поэт и ученый Азербайджана. Основоположник азербайджанского лит-ого языка и лит-ры. Ф. родился в Иракеарабе (Месопотамии), в г. Кербала…. Полная информация

Фикрет Тевфик

Фикрет ТевфикФИКРЕТ ТЕВФИК [1868—1914] — виднейший турецкий поэт. Вырос в семье чиновника. Начал писать с 14—15 лет. Учителями Ф. были Муаллим Фейзи, Наджи и Реджаи-заде Экрем. Несколько лет Фикрет служил… Полная информация

Филдинг

ФилдингФИЛДИНГ Генри [Henry Fielding, 1707—1754] — английский писатель, виднейший представитель английского реализма XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа. Отец Ф. — офицер,… Полная информация