Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Волков

ВолковВОЛКОВ Михаил Иванович [1886—] — современный писатель, по происхождению — крестьянин Тверской губ. Учился в сельской школе, тринадцати лет отправился в Москву на заработки; он — то чернорабочий, то певчий, то мелкий служащий, то конторщик. Солдатом принял участие в Февральской революции. Большое значение в своем литературном развитии писатель придает Студии Московского пролеткульта, где он начал работать с 1918. Первый рассказ Волкова — "Сказ о мужике Акиме" — появился в журнале "Гудки" [1919]. С 1920—1922 заведывал лит-ым отделом Московского пролеткульта.
В. — писатель, близкий к крестьянству как по тематике своих произведений, так и по их образам. Народная, иногда переходящая в сказочный стиль форма произведений В. служит его основному идейному устремлению: борьбе с религиозными предрассудками деревни. В его произведениях, из которых многие являются интересными опытами антирелигиозных сказок, бьется юмористическая струя. В сказках "Ефрейтор в раю", "Господь спит" и других воспроизводятся наивные представления старой деревни о рае. Это "райское житие" получает в сказках В., не лишенных остроумия, юмористическое освещение. Антирелигиозные сказки В. достигают гораздо большего эффекта, нежели его бытовые рассказы, где древние старухи под влиянием молодежи каким-то чудом превращаются в безбожниц ("Безбожница"). Волкову свойственно живое восприятие природы, подлинный заразительный юмор, уменье заставить читателя воспринимать как живую человеческую личность какого-нибудь Антропа, от лица которого автор ведет многие свои рассказы ("Байки Антропа").
В современной советской литературе Волков занимает место писателя с крестьянскими корнями, но получившего пролетарскую закалку и потому оценивающего деревню с точки зрения пролетариата. Роста новой жизни в деревне он в своем творчестве однако не показывает, дальше осмеяния деревенской темноты не идет. Творчество Волкова отстает от развития пролетарской и крестьянской литературы. В зависимости от того, насколько писатель сможет от внешних зарисовок быта перейти к более углубленному показу жизненных процессов, определится его место в пролетарской литературе.

 Библиография:  I. Байки Антропа из Лисьих Гор, изд. "Прибой", Л., 1926, кн. 2, 1927; Рассказы, изд. "Гудок", М., 1927; Собр. сочин., т. I, "Haònako", Рассказы и сказки, изд. "Московское т-во писателей", 1928.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Козьмина Б. П., изд. ГАХН, М., 1928.
В. Бойчевский

Другие люди и понятия:

Волошин

ВолошинВОЛОШИН Максимилиан Александрович [1877—] (полная фамилия Кириенко-Волошин) — поэт-символист. Родился в дворянско-интеллигентской семье. По отцу предки В. — запорожские казаки, со стороны матери… Полная информация

Волынский

ВолынскийВОЛЫНСКИЙ Аким Львович [1863—1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале… Полная информация

Волькенштейн

ВолькенштейнВОЛЬКЕНШТЕЙН Владимир Михайлович [1883—] — современный драматург и теоретик драмы. На драматургическое поприще выступил в 1907, — в альманахе "Шиповник" были напечатаны сцены "Иван… Полная информация