Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Б - Г

К оглавлению

Вернер

ВернерBEPHEP Захария [Zacharias Werner, 1768—1823] — немецкий писатель-романтик, друг Э. Т. А. Гофмана (см.), автор многочисленных исторических драм и стихотворений, с 1793—1805 — прусский чиновник. В. долго колебался между аскетическим мистицизмом и чувственностью, пока не обрел "спасения" в лоне католической церкви [1811]. В первый период своего творчества В. разделял взгляды Новалиса (см.). Любимой темой драм В. является столкновение язычества с христианством ("Das Kreuz an der Ostsee" — "Крест на Балтийском море", 1806) и католичества с протестантизмом ("Martin Luther und die Weihe der Kraft" — "Мартин Лютер и освящение силы", 1807, и др.). В. — крупный драматург, но у него везде выступает на первый план проповеднический элемент, превращающий нередко сцену в амвон ("Die Söhne des Tals", 1803; "Attila", 1812; "Wanda, Königin der Sarmaten" — "Ванда, королева сарматов", 1810; "Kunigunde die Heilige" — "Св. Кунигунда", 1815; "Die Mutter der Makkabäer" — "Мать Маккавеев", 1820); драматизм В. часто доходит до экзальтации. В истории романтической драмы В. является главным представителем так наз. "открытой формы" (offene Form — пьеса с символическим толкованием событий). В формально-художественном отношении драмы В. — прекрасные в деталях — громоздки и страдают длиннотами; идеология их полна противоречий, неясностей. Основное значение В. в том, что он создал так наз. "Schicksalstragödie" — романтическую трагедию рока ("Der 24 Februar", 1815; написано по совету Гёте, старавшегося направить В. на путь строгой драматической формы).
Последняя обычно признается специфической драмой романтизма, соответствующей его пассивному миросозерцанию; она имела многих последователей (например Мюлльнер, молодой Грильпарцер и др.). Трагедии В. значительно отличаются от "Schicksalstragödie" немецкого классицизма: он строил ее на примирении с небом и вере в божественную справедливость. Вернер — типичный представитель эпохи разложения немецкого романтизма.

 Библиография:  I. На русск. яз. переведено: Из трагедии "Аттила", перев. А. Шишкова; из трагедии "Двадцать четвертое февраля", перев. А. Струговщикова, см. Гербель Н., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877; Ausgewählte Schriften, 13 тт., 1841 и 2 тт. биогр.; Briefe, 2 Bde, hrsg. von Floeck, 1918.
II. Hitzig, Lebensabriss Z. Werners, 1823; Düntzer, Zwei Bekehrte — Z. Werner und Sophie von Schardt, 1873; Poppenberg, Z. Werner, Mystik und Romantik in den "Söhnen des Tals", 1893; Degenhart, Beiträge zur Charakteristik des Stils in Werners Dramen, 1900; Fränkel, Z. Werners "Weine der Kraft", 1904; Hankamer P., Z. Werner, 1920.
Ф. Ш.

Другие люди и понятия:

Верона

ВеронаВЕРОНА Гвидо, да [Guido da Verona, 1881—] — итальянский романист. Романы его: "L’amore, che torna" (Любовь, которая возвращается, 1908), "Colei, che non si deve amare" (Ta, к-рой не должно любить, 1910), в особенности —… Полная информация

Верт

ВертВЕРТ Леон [Léon Werth, 1879—] — современный французский романист, эльзасец, по убеждениям социалист-пацифист. Его известность в лит-ре основана на романах "Clavel soldat" и "Clavel chez les Majors"… Полная информация

Вертер и вертеризм

Вертер и вертеризмВЕРТЕР И ВЕРТЕРИЗМ. — В знаменитом романе Гёте "Вертер" [1774] изображен принявший форму любовной истории конфликт между человеком и миром (молодой бюргер В., влюбленный в невесту своего… Полная информация