Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Джавид

ДжавидДЖАВИД Гусейн [1889—] — крупный современный поэт Азербайджана. Р. в г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника). Начальное образование получил в Персии, у духовного лица; в дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его учеником. По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью.
Первые произведения Д. были напечатаны в бакинском журнале "Фиюзат" (см.) под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей "философской учобы" в Константинополе Д. печатался в органе панисламистов "Сыратуль Мустаким". Наиболее характерные его произведения написаны после войны — драмы в стихах и в прозе: "Ана" (Мать), "Афет", "Шейх-Санан", "Иблис" (Демон), "Шейда, "Учурум" (Пропасть), "Пейгамбэр" (Пророк), "Топал Теймур" (Тамерлан), "Азер" и "Дели Князь".
В тюркской литературе Азербайджана Д. выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития. Если Мамед Хади (см.) гл. обр. певец восходящей буржуазии, то Д. — идеолог последних дней буржуазии; это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле.
Первоначально Д. (в драме "Шейх-Санан") находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма). Во втором произведении — "Иблис", написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д. к своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма.
В "Иблис" и "Ариф" выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним. Драма "Шейда" — апология послереволюционной буржуазии. После апрельского переворота в Азербайджане Д. отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями. Эти два события изображены у Д. красочно, а герои — Магомет и Тамерлан — идеализированы. В своих последних произведениях Д. делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности. Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. в современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии.

 Библиография:  I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур; Стихи в журн. "Маариф вэ Меденийет", Баку, 1923—1927, в журн. "Шарк Кадыны", Баку, 1925—1928; Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. д.
II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале "Тюрк-Юрд", 1927; Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928; в газете "Коммунист", Баку, 1927—1928.
А. Назим

Другие люди и понятия:

Джавтопелы

ДжавтопелыДЖАВТОПЕЛЫ Зиядгин Менлы Азиз [1905—] — современный крымско-татарский поэт. Р. в семье среднего крестьянина. Учился в сельской школе, потом в педтехникуме, после окончания к-рого некоторое время… Полная информация

Джаляль

ДжаляльДЖАЛЯЛЬ [по местному произношению Галяль, 1829—1898] — видный арабский писатель и переводчик. Наиболее интересны его переделки, соответственно арабским нравам и быту, комедий Мольера… Полная информация

Джами

ДжамиДЖАМИ (Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) [1414—1492] — персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина — выходца из Исфагана. Р. в местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу… Полная информация