Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Даутендей

ДаутендейДАУТЕНДЕЙ Макс [Max Dauthendey, 1864—1918] — немецкий поэт и писатель. Важнейшие биографические данные: постоянные занятия живописью, тяга к Востоку — кругосветные путешествия, 1914—1918 — жизнь в колониях на Яве. Д. — художник импрессионизма (см.) в его поздней, переходящей к неоромантике стадии. Как и у ранних импрессионистов в живописи, мир людей заслонен у Д. миром красок и тонов. Этот вполне асоциальный мир природы расчленяется Д. на мельчайшие восприятия. Сливая в единый чувственный комплекс краски, тона, ароматы, Д. создает в своей лирике настоящий культ чувственного ощущения (сборники: "Белый сон" — "Der weisse Schlaf", "Напевы" — "Singsangbuch" и др.). Несмотря на жизнеутверждающую, хотя и индивидуалистическую, основу, элементы декаданса уже отягощают его творчество, отражая упадочнические черты психики среднебуржуазной интеллигенции на рубеже XIX и XX вв. В стороне от бурного капиталистического роста той эпохи, эта социальная группа отдается эстетическому созерцанию. Так и у Д. замыкание в красочный мир восприятий граничит с чистым эстетизмом. Сохраняя еще свежесть и непосредственность чувства природы, его ощущения приобретают характерную для неоромантики чрезмерную утонченность (сборник "Ультрафиолетовое" — "Ultraviolett", 1895 и др.). С самого ощущения акцент переносится на настроение. Реакционность Д. сказывается в свойственных его творчеству патриотических мотивах (сборник военной лирики "Горе Великой войны" — "Des Grossen Krieges Not", 1915).
Если объект лирики Даутендея — природа, то тематика его эпических произведений связана с Востоком. Восприятие Востока Д. — это почти гогеновское опьянение восточной красочностью, пышностью, новизной ощущений. Нотки скепсиса по отношению к европейской цивилизации еще очень далеки у Д. от той тяги западной буржуазии к мистическим и религиозным культурам Востока, которая обнаружилась в последние десятилетия. Однако восприятие Востока только как мира концентрированной красочности отделяет Д. и от чисто колониального романа. Японские любовные миниатюры "Восемь ликов острова Бивы" (Die acht Gesichter am Biwasee, 1911), индусские новеллы "Лингам" (Lingam, 1909) и роман "Raubmenschen" (Разбойники, 1911) представляют собой как бы эпический дневник путешествий Д. Лирическим дневником является лучшее, наряду с новеллами, произведение Д. — лирико-эпическая "Крылатая земля" (Die geflügelte Erde, 1908), где слегка зарифмованно, почти в ритмической прозе нанизаны эстетизированные картины Востока.
Формальные особенности Д. восходят к основному моменту — красочному и разорванному восприятию. Отсюда и распределение жанров в его творчестве — примат лирики и лиризма. Из фрагментарности мироощущения вытекает и излюбленная Д. форма дневников ("Дневники с острова Явы" и Др.). Стилистика Д. чрезвычайно типична для импрессионизма (преобладание статических форм речи, красочного эпитета и т. д.).
Многие драмы Д. имели успех, но художественно они незначительны.

 Библиография:  I. Собр. сочин. в 6 тт., A. Langen, München, 1925. Русск. перев. Д. не имеется.
II. Kummer F., Deutsche Literaturgesch. des XIX u. XX Jahrh., B. II, D., 1924; Naumann, Deutsche Dichtung der Gegenwart, D., 1924.
Е. Гальперина

Другие люди и понятия:

Дашкевич

ДашкевичДАШКЕВИЧ Николай Павлович [1852—1908] — историк лит-ры, профессор Киевского университета, с 1907 академик. Д. принадлежат свыше 70 печатных трудов, среди к-рых важнейшие: "Постепенное развитие науки… Полная информация

Двудольные размеры

Двудольные размерыДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и… Полная информация

Двустишие

ДвустишиеДВУСТИШИЕ — простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой; так напр. распадается на двустишия александрийский стих (шестистопный ямб): "Порода красоты лицу… Полная информация