Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Двудольные размеры

Двудольные размерыДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и сильной (Ú U — хорей и U Ú — ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах; при этом очень часто сильные доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. "ӑдмйрӑлтӗ́йскӑя̆ йглӑ́" и "То̆гдӑ́ чӗртӑ́, взгля̆́д, вздо̆́х, цвӗ́т, сло̆́во̆". В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о "замене" (см. "Ипостаса") основных стоп (ямб, хорей) — вспомогательными (пиррихий: U U и спондей: Ú Ú ); так в первом случае имеем — пиррихий, ямб, пиррихий, ямб; во втором — ямб, ямб, спондей, спондей; наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп "замещает" другую, например: "Бо̆́й бӑрӑбӑ́нны̆й, клй́кй́, скрӗ́жет", где первая стопа ямба "заменена" хореем (см.) "Хориямб". Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д. р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U Ú U Ú́ U Ú U Ú́ где Ú подчиненное и Ú́ главное ударение, напр.:

              Ú       Ú        Ú          Ú "Где все пути и все распутья Ú́ Живой клюкой измождены".

В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:
"Мы — роковые глубины, Глухонемые ураганы Упали в хлынувшие сны, В тысячелетние туманы".      А. Белый.

Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.:
"Октябрь лег в жизни но́вой э́рой, Властне́й века́ разгороди́л, Чем все́ эпо́хи, че́м все ме́ры, Чем Ренесса́нс и дни Атти́л".      В. Брюсов.

В стихотворной практике эти модификации Д. р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д. р. — ритмические ударения — самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического — стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д. p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное — современным чисто тоническим стихом. См. "Силлабо-тоническое стихосложение", "Ритмика".
Л. Т.

Другие люди и понятия:

Двустишие

ДвустишиеДВУСТИШИЕ — простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой; так напр. распадается на двустишия александрийский стих (шестистопный ямб): "Порода красоты лицу… Полная информация

Деблин

ДеблинДЕБЛИН Альфред [Alfred Döblin, 1878—] — немецкий писатель-экспрессионист. Д. ставит в своих произведениях общие всем немецким экспрессионистам проблемы целеустремленности, сущности жизни и борьбы… Полная информация

Деборд-Вальмор

Деборд-ВальморДЕБОРД-ВАЛЬМОР [Marceline Desbordes-Valmore, 1785—1859] — известная французская поэтесса XIX века. Она родилась в семье иконописца и мастера церковной утвари, у к-рого революция отняла единственный источник его… Полная информация