Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Кемаль-Намык

Кемаль-НамыкКЕМАЛЬ-НАМЫК [1840—1888] — турецкий поэт, беллетрист и революционер. Р. в семье главного астронома дворца турецкого султана. Первые его стихи написаны в духе застывших канонов турецкой поэзии. Резкий поворот в творчестве К.-Н. совершается с его вступлением в политическое о-во "Ени-Османлылар" (Новые османцы), организованное военно-чиновничьей верхушкой османской империи. Это общество боролось за конституционный режим, за просвещенную монархию против восточно-мусульманского самодержавия, и К.-Н. как один из передовых представителей буржуазной мысли второй половины XIX в. вел активную борьбу с османским деспотизмом в рядах этого общества. Османское правительство всячески старалось изолировать К.-Н., высылая его в самые отдаленные губернии в качестве губернатора.
Наибольшего расцвета творчество К.-Н. достигло в годы его борьбы с самодержавием. В эти годы он редактирует революционную газету "Хуррийэт" (Свобода), издаваемую в Лондоне; активно участвует в газетах "Тасвир Эфкяр", "Мухбир", "Ибрет", "Хадика", "Дюжен" и т. д.
Образы родины, "национальной" героики и идея патриотизма являются основными в произведениях К.-Н. Почти все стихотворения последнего периода — роман "Джезми", пьеса "Ватан" и др. — насыщены этими идеями. Родина в опасности, враги (внутренний деспотизм и внешние интервенты) душат родину и нацию, — вот та картина страны, к-рая дается Кемаль-Намык. Как один из идеологов молодой турецкой буржуазии он бросает все свои силы на фронт борьбы за "свободу и родину". Отсюда его национализм, патриотизм, революционный энтузиазм; обращаясь к султану, Кемаль-Намык говорит: "Невозможно уничтожить свободу жестокостью и деспотией; старайся, если можешь, уничтожить разум у человечества". Но турецкая буржуазия встречается с яростным сопротивлением турецкого феодализма. Преследуется всякое новое начинание, запрещены слова "свобода", "революция"; вожди революционного движения беспощадно истребляются. Вдобавок революционное движение захватывает только верхи общества, совершенно оторванно от массы, от народа. Отсюда пессимизм, упадочничество у Кемаль-Намыка. Отсюда его обращение к богу, к духу.
Вообще для К.-Н. характерна двойственность, разрыв формы и содержания. Борясь в своей критической работе ("Тахриби Харабат") со старой средневековой лит-рой и идеологией, К.-Н. в своих поэтических произведениях широко пользуется формами, образами, жанрами средневековой лит-ры. Это — результат разрыва между возможностью и действительностью у турецкой буржуазии второй половины XIX в. Отсюда и половинчатость, незаконченность революционности К.-Н. и его уход в историческую национальную героику. В этом отношении характерны его произведения "Джезми", "Девр-и Истила", "Барикай-и Зафер" и т. д., где К.-Н. изображает "героическое" прошлое турок.
К.-Н. в истории новой турецкой лит-ры известен как первый драматург и романист, поэтому совершенно справедливо наряду с Шинаси (см.) К.-Н. считают основоположником танзиматской лит-ры (см. "Турецкая литература) — первой фазы развития буржуазной лит-ры Турции.
Наряду с художественным творчеством К.-Н. занимался исследовательской работой в области экономики и истории. В этом отношении характерна его недописанная "Османская история", где Кемаль-Намык пытается дать научный анализ исторического процесса Турции.

 Библиография:  I. Произведения К. (на турецком яз.): Ватан, Заваллы Чочук, Акиф-бей, Гюльнюхаль, Кара-Бела, Джелаледдин-Харезм-шах, Джезми, Интибах, Тахриб-и Харабат, Рея, Девр-и Истила, Барикай-и Зафер, Эврак-и Перишан, Книже Мухасарасы, Османли-Тарихи и много др. статей и стихов в газ-тах. "Тасвир-и Эфкяр", "Хуррийэт", "Мухбир", "Ибрет" и т. д.
II. Хикмет И., История турецкой литературы, т. I, ч. 1, Баку, 1925; Хабиб И., История новейшей турецкой литературы, Константинополь, 1926; Гордлевский, Очерки османской литературы, М., 1916.
Али-Назим

Другие люди и понятия:

Кемп

КемпКЕМП Гарри [Harry Hibbard Kemp, 1883—] — современный северо-американский писатель. Идеологически примыкает к радикально настроенной мелкобуржуазной интеллигенции. Автор двух автобиографических… Полная информация

Кенни

КенниКЕННИ Роуленд [Rowland Kenney] — английский рабочий писатель, автор книги рассказов "Котомка разносчика" (A peddlar’s pack, London, 1923). К. описывает только то, что проходит непосредственно перед ним, он… Полная информация

Кепрюлю-Задэ

Кепрюлю-ЗадэКЕПРЮЛЮ-ЗАДЭ Мехмед Фуад [1890—] — турецкий поэт, литературовед и историк. Впервые на лит-ое поприще выступил в качестве поэта. Его поэтическое развитие прошло все фазы от богемно-декадентской… Полная информация