Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

И - К

К оглавлению

Индо-иранские языки, или арийские

Индо-иранские языки, или арийскиеИНДО-ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, или АРИЙСКИЕ [от "arya" — имени, которым обозначали себя древние народы Индии и Ирана] — представляют особую группу (ветвь) индо-европейских яз. (см.). Необычайная близость всей грамматической системы и словаря и строгое постоянство звуковых соответствий в древнейших представителях индо-арийских и иранских языков (наречия Вед, Авесты и древнеперсидской клинописи) дали основания ряду ученых выдвинуть теорию эпохи общего существования индо-иранских яз. Согласно этому воззрению индо-иранский "праязык", существовавший некоторое время как единая речь индо-иранского "пранарода", впоследствии, с распадением последнего на ветви индийскую и иранскую, в свою очередь распался на "праязыки" — индийский и иранский (или на "праиндийский" и "праиранский"), к-рые уже и явились ближайшими родоначальниками отдельных индийских и иранских языков, известных в историческую эпоху (см. "Индийские языки", "Иранские языки").
Первым, кто попытался дать, базируясь на языковых данных, наиболее полную картину культурного состояния индо-иранского народа в эпоху его совместной жизни, был известный иранист, проф. Фр. Шпигель. Так, он указал на ряд общих, исключительно индо-иранцам принадлежащих терминов, которые относятся к различным областям культуры: религиозному культу (термины, обозначающие божества, мифологические существа и т. д.), военному делу и т. д. Близость И.-И. яз. настолько велика, что теория происхождения их от общего родоначальника до настоящего времени почти не вызывала критики.

 Библиография:  Критика теории индо-иранского праединства намечается у акад. Н. Я. Марра, Из доистории Индии и Вол-Камья по названиям городов (опыт формального анализа), "Восточные записки", т. I, Л., 1927, стр. 223—234 и др.; Spiegel Fr., Die arische Periode und ihre Zustände, Lpz., 1887; Pizzi, Paralleli indo-iranici, "Giornale della Societá Asiatica Italiana", 1893, VII, и др.; Bartholomae Chr., Grundriss d. iranischen Philologie, B. I., Abt. l, Strassburg, 1895—1901, S. 1—151; Zachariae T., Kleine Schriften zur indischen Philologie, zur vergleichenden Literaturgeschichte, zur vergleichenden Volkskunde, 1920; Winkler H., Die altarische Völker- und Sprachenwelt, 1921; Braun T. A. und Marr N. J., Japhetitische Studien zur Sprache und Kultur Eurasiens, Berlin, 1922.
Л. З. Мсерианц

Другие люди и понятия:

Институт (государственный) истории искусств

Институт (государственный) истории искусствИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ИСТОРИИ ИСКУССТВ [сокращенно — ГИИИ] — научно-исследовательское учреждение, находящееся в Ленинграде, ставящее целью: "а) научное исследование в области истории,… Полная информация

Институт Тараса Шевченко

Институт Тараса ШевченкоИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО. — Научно-исследовательский институт литературоведения в УССР (Харьков), основанный в 1926. И. Т. Ш. первоначально ставил своей задачей собирание и изучение материалов по… Полная информация

Инсценировка

ИнсценировкаИНСЦЕНИРОВКА — в широком смысле, сценическое оформление лит-ого текста, закрепленного в определенной форме и не допускающего импровизации. В этом смысле И. связана с эволюцией от театра… Полная информация