Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google
Apr
17

Один день со Святославом Вакарчуком

Опубликовал: Тадж-Махал

Один день со Святославом Вакарчуком (Еличем, Глининым, Чернявским, Дудко, в студии звукозаписи)Предупреждаем: тем, кто захочет оказаться в одной студии со Святославом Вакарчуком в момент, когда он заканчивает работу длиною в год, – понадобится терпение и выдержка. Конечно, музыкант, певец и фронтмен самой популярной в Украине рок-группы вежлив и внимателен, проводит нам подробную экскурсию по студии, позирует для фотографа за фортепиано. Однако, по всему видно, что больше всего ему хочется продолжать работу, петь и записывать последние песни для новой пластинки.

Финиш действительно уже близко. Диск Dolce Vita Океан Эльзы появится на прилавках музыкальных магазинов уже в начале марта, неудивительно, что в воздухе витает напряжение, связанное с ожиданием большого результата. Место, в котором происходит процесс записи, легендарное – Дом звукозаписи Национальной радиокомпании Украины. Построенный в 70-е годы, он видел, пожалуй, всех популярных отечественных артистов разных лет.

Святослав Вакарчук. Здание и студия, в которой мы находимся, считаются лучшим студийным комплексом в стране. Так что стены в какой-то степени действительно помогают – акустика здесь уникальная. Другое дело, что в процессе записи возникла история со сносом здания и постройкой на его месте жилой многоэтажки, что, конечно, спокойствия работе не прибавило. Но ничего, выдержали, вышли на финишную прямую!

– Красивая песня звучит сейчас. Это уже из нового альбома? (Из колонок доносится протяжный звук незнакомого инструмента, сливается с голосом Вакарчука. – Ред.)

– Да, мы записали ее еще в ноябре, но название до сих пор не успели придумать. Называем пока что «Песня с пилой». (Смеется.) Ну, дело не в сюжете, просто в ней действительно есть соло на пиле, вы его сейчас и слышите. Играла девушка, москвичка, единственный приглашенный музыкант в новом альбоме.

ПО СЛЕДАМ СОФИИ РОТАРУ

Евгений Ступка, продюсер записи альбома, полноправный хозяин студии. С «Океаном Ельзи» он работал когда-то над вторым альбомом, сегодня – помогает делать седьмой.

Евгений Ступка. Конечно, поскольку я работаю с ребятам долго, вижу объективную разницу между тем, какими они были и какими стали. Сегодня это другие люди, другой музыкальный организм. В процессе работы у нас нет никаких технических проблем, мы почти не размениваемся на мелкие детали, можем позволить себе думать о музыке и только о ней. Без лишнего пафоса отмечу, что музыканты, с которыми я сейчас работаю, – очень хорошие, великие музыканты. Им есть что сказать!

– Слава говорит, что студия находится в уникальном месте…

– Она и сама по себе место уникальное, с историей. В этой студии двадцать лет назад мой отец работал с Софией Ротару, Валерием Леонтьевым, Александром Барыкиным. С тех пор здесь почти ничего не изменилось: паркет, перегородка между звукорежиссером и артистом – все, как и прежде.

– Наверняка и инструменты есть необычные, с историей?

– Почти все. У каждой гитары есть история и легендарный хозяин. Вот – первые ламповые приборы, которые десять лет назад я привез из США. Студийное фортепиано, на котором играл еще когда учился в музучилище, кажется стояло здесь всегда. А, вот в соседней комнате вы видите электромеханическое фортепиано Rhodes (на его фоне Вакарчук позирует на одной из фотографий, опубликованных в журнале. – Ред.). Его мы использовали еще для записи «Янанебiбув», мне тогда довелось с «Океаном» на клавишах поиграть. Именно этот Rhodes ездил с нами на гастроли во все города и страны. Теперь осел здесь, но все так же нам дорог.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛОТОК

«Океан Ельзи» не всегда записывался и репетировал в таких замечательных условиях. В студию приходит Денис Глинин, барабанщик группы, единственный из «старожилов», из львовского состава. Именно он рассказывает «Отдохни!» о первой репетиционной базе команды.

Денис Глинин. Это была комната не более 16 квадратных метров в общежитии Львовского лесотехнического института, в котором тогда учился Паша (Гудимов, экс-гитарист группы. – Ред.). Мы с трудом помещались там с инструментами. Всю комнату, включая потолок, заклеили лотками от яиц, заизолировали, так сказать, помещение от внешнего мира. Но изоляция была слабой, а репетировали мы вечером, когда студенты уже были дома и хотели поучиться, отдохнуть… В общем, понимаете? К нам время от времени заходили недовольные ребята, грозились разбить аппаратуру. Мы делали паузу, потом возвращались и играли снова.

– В таких условиях и песни придумывали и первые записи делали?

– Когда мы делали первые записи на львовской студии «Трембита», у нас даже названия еще не было! Легендарный звукорежиссер дядя Эдик, который записывал нас в общий график, все время смеялся над нашим очередным вариантом. А песни придумывали порой прямо по ходу. Помню, у нас была такая композиция «Мiсто вночi». Мы записали для нее все инструменты, и пока Славик записывал вокал на первый куплет, сидели в соседней комнате на старинном бильярдном столе (никто, кстати, на нем не играл) и придумывали второй.

– С тех пор все изменилось. Вы стали музыкантами с огромным опытом, кроме того, в составе появились два музыканта с консерваторским образованием (клавишник Милош Елич и бас-гитарист Денис Дудко – Ред.). А что изменилось в процессе создания песен?

– Поскольку мы все достаточно взрослые люди со своими принципами, и «хочу»–«не хочу» – просто внимательнее стали искать точки соприкосновения. В работе это только помогает, никаких проблем.

– А от непрерывного концертного графика, многолетней популярности участники группы не устали?

– Петя Чернявский (гитарист «ОЕ» – Ред.) очень правильно однажды сказал: «Мы работаем с энергиями». Если ты от этого устал, лучше не продолжать, потому что нельзя к этому халатно относиться, не чувствовать его сердцем. Это непростая работа, постоянный поиск баланса, и при этом еще нужно нормальную психику сохранить. Думаю, окружающим, в частности, нашим женам, с нами не очень легко…

– Кстати, вне репетиций и концертов вы собираетесь группой с семьями, вместе проводите время?

– К сожалению, не так часто как хотелось бы. Но вот не так давно действительно, все участники группы с семьями собрались и съездили вместе отдохнуть.

– Вакарчук стал крестным отцом твоего сына. Это была твоя инициатива или его?

– Да, он действительно крестный моего Тимура и дочки Сонечки Дениса Дудко. В моем случае это моя инициатива. Даже не думаю, что тут стоит объяснять какие-либо причины: он мой друг, мы много лет вместе, никаких других претендентов на эту роль я не видел и не вижу до сих пор. Просто мы всегда были вместе. Когда были непростые периоды времени, когда совсем не было денег. Но мы решили добиваться совместной цели и, смотрите, таки добились!

ВМЕСТЕ – 200 ДНЕЙ В ГОДУ

В студии появились те самые «музыканты с консерваторским образованием» – Денис Дудко и Милош Елич. Перед тем, как они включаются в процесс, успеваем задать несколько вопросов.

– Денис, ты учился играть классическую музыку, потом – джаз, а в итоге играешь рок. Нет ощущения, что ты выбрал самый простой путь из возможных?

Денис Дудко. Смотрите, с одной стороны, чтобы быть классическим академическим музыкантом, нужно каждый день много лет заниматься на одном конкретном инструменте, знать ноты, гармонии, сольфеджио. То же самое с джазом. С другой стороны – в рок-музыке такие гиганты как The Beatles и Rolling Stones были самоучками. И есть мнение, что образование убило бы их уникальное звучание. Вот трое из Rolling Stones берут аккорд – немного фальшиво, грязно – и все равно это круто звучит! А потом тот же аккорд берут ученики консерватории, все идеально, но по духу уже не так. Может быть, дело в том, что в роке дух, некое бунтарство, важнее всего… А я вот, да, рок-музыкант с образованием. Что ж, я ни о чем не жалею (Улыбается). Зато в группе мы понимаем друг друга с полуслова, на уровне звуков и нот.

– Когда ты только пришел в группу, журналисты придумали тебе образ такого себе рубахи парня. Ни одно интервью не обходилось без вопроса о гастрольных вечеринках до утра…

– Мы и сейчас на гастролях всегда устраиваем вечеринки! Собираемся в номере у Пети, поем песни под гитару, можем выпить немножко… Да и «множко» можем тоже! (Смеется.) Просто песни очень душевные: The Beatles, Юрий Антонов, «Песняры», песни военных лет…

– Серьезно?

– Конечно! Назову даже нашу любимую композицию – «Темная ночь»!

– Милош, а ты как, в этих вечеринках участвуешь? Дудко нам признался, что ты в группе главный «шутник»!

Милош Елич. Да, это я! (Смеется.) К счастью, в группе чувство юмора есть у всех, поэтому пока никто драться не лез. Да и шутки у меня – безобидные! Я люблю смеяться. Но бываю и очень серьезен, например, когда воспитываю детей.

– К слову, все участники группы, говоря о детях, отмечали, что те в корне изменили их образ жизни. У тебя тоже так случилось?

– Все, что ты считал важным, меняется с появлением детей. Ответы на большинство философских вопросов молодости становятся очевидны. Музыке дети не мешают, другое дело, что свободное время я теперь с гораздо большим удовольствием провожу с детьми, чем за синтезатором.

– Но с группой все равно больше…

– Что тут скажешь. Если посчитать все гастроли, репетиции, процесс записи, просто дружеские встречи… Думаю дней 200 в году наберется точно.

ФРОНТМЕН СЛУШАЕТ ЛИДЕРА

Вакарчук возвращается к нам, новая песня практически готова. Тем временем, мы успеваем послушать черновик, где только что записывающаяся песня полностью спета на английском. Удивленные, уточняем…

Святослав Вакарчук. (Смеется.) Это особенности процесса записи. Музыка всегда появляется раньше слов, поэтому иногда вначале я напеваю мелодию, просто таки из любимых слов на английском языке.

– Много времени вы проводили в студии, пока записывали альбом?

– В сумме – довольно много. Старались, правда, не работать по ночам, потому что организм менее активен, я, например, достаточно быстро устаю.

– Но свободно время все же стараешься для себя находить?

– Да, занимаюсь спортом, читаю, подтягиваю уровень английского языка. На спортзал и бассейн всегда нахожу время, просто чувствую, что мне это нужно.

– Ты всегда был социально активным музыкантом. Вот и недавно ездил на Всемирный экономический форум в швейцарский Давос…

– Это связано с работой фонда, который я учредил, – «Люди майбутнього», он занимается благотворительность в сфере образования. В Давосе мне удалось посетить несколько интересных мероприятий на эту тему, послушать выдающихся лидеров современности – президента Израиля Шимона Переса, Билла Клинтона. Они уникальны: харизматичны, образованны. Надеюсь, такие лидеры появятся когда-нибудь и у нас…

– Ты одним из первых среди украинских музыкантов начал выкладывать песни в интернет бесплатно. Идешь к публике без посредников?

– Да, и, кроме того, получаю обратную связь, которую трудно переоценить. Интернет – уникален, можно стать востребованным и популярным, не выходя из дома.

– А не захлестнет ли нас волной непрофессиональной музыки из сети?

– Главное, чтобы эта музыка были искренняя, от души. В картинах Ван Гога, Гогена нет идеальных пропорций и перспектив, не обязательно они делали акцент на этом, но разве становились их картины от этого хуже? Конечно, нет!

Сергей Локшин

Журнал ОТДОХНИ! № 8
16 февраля 2010 г.

Это также интересно:

  1. Новый украинский Джим Моррисон. Интервью со Святославом Вакарчуком
  2. “Я так хочу”. Интервью с С. Вакарчуком (из архива)
  3. ОКЕАН ЭЛЬЗЫ: Рабы не мы
  4. Чат со С. Вакарчуком

    

Оставить комментарий