Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Монодрама

МонодрамаМОНОДРАМА [от греческ. monos — "один" и drama — "драма"] — драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играет одну роль, тогда М. представляет развернутый монолог (см.), обращенный либо непосредственно к зрителю ("О вреде табака" — Чехова), либо к присутствующему безмолвному персонажу ("Путник" — В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. п.). Иной вид имеет М., в к-рой единственный актер последовательно исполняет несколько ролей, соответственно изменяя свою наружность. Первообразом такой М. является архаическая, доэсхиловская греческая трагедия (Феспис, Фриних), в которой актер, меняя маску и костюм, последовательно изображал разных персонажей перед хором, заполнявшим своими песнями-плясками перерывы между его появлениями (см. "Драма античная"). С такой архаической трагедией, в к-рой драматический элемент находился еще в эмбриональном состоянии, чисто внешнее сходство имеет новейшая М. актеров-трансформаторов вроде Фреголи или Франкарди, к-рая по своей тематике и построению почти ничем не отличается от ходовых пьес буржуазного театра XIX—XX вв.
Все поименованные виды М. соприкасаются только по формально-техническому признаку (прием исполнения), по существу же это не один, а множество жанров, бытующих внутри различных стилей, отражающих и обслуживающих практику разных классов на различных этапах их бытия. Так напр. немецкая музыкальная М. или мелодрама, (см.) 70—80-х гг. XVIII в. (по образцу "Пигмалиона" — Ж. Ж. Руссо, 1762), в к-рой какая-либо античная героиня изливала в форме лирического монолога свою душевную тревогу и скорбь в особенно трагический момент своей жизни (типичный образец — "Ариадна на Наксосе" — Брандеса), пишется в типичной для сентиментализма (см.) манере, давая яркое выражение идеологии поднимавшегося немецкого бюргерства XVIII в. Его индивидуалистические тенденции объясняют нам обращение к форме лирического монолога, раскрывающей душевные переживания отдельной личности [ср. аналогичное по существу построение сентиментального романа-дневника типа "Вертера" Гёте (см.)]. Совсем иные предпосылки лежат в основе немецкой М. середины XIX в. Она имеет обычно характер сольной комедийной сценки ("Иди сюда" — Эльсгольца, "Пошел вон" и "Нет" — М. Вердера), варьирующей на разные лады образ светской женщины-кокетки, излюбленный буржуазно-мещанским театром XIX в. Наконец и новейшая попытка использования М. драматургией немецких экспрессионистов ("Ostpolzug" — Броннена, 1926) пронизана характерными для этого мелкобуржуазного стиля мотивами болезненного самоанализа бунтующей личности, ее душевного распада и двойничества (см. "Экспрессионизм").
Всем перечисленным видам М., для к-рых характерна внешняя централизация драматического действия, противоположна М. в понимании Н. Н. Евреинова (см.), к-рый выдвигал на первое место внутреннюю централизацию действия, превращение "чуждой мне драмы" в "мою драму", т. е. драму самого зрителя, сопереживающего с центральным "действующим" персонажем пьесы. Этого "действующего" Евреинов называет "субъектом действия" или просто "я". Отношения этого "я" к миру, его субъективные восприятия людей и вещей определяют характер развертывающегося действия М. М. является "проекцией души" центрального персонажа на внешний мир; "остальных участников драмы зритель М. воспринимает лишь в рефлексии их субъектом действия, и следовательно переживания их, не имеющие самостоятельного значения, представляются сценически важными лишь постольку, поскольку проецируется в них воспринимающее „я“ субъекта действия". Такая последовательная субъективно-идеалистическая теория М., выдвинутая упадочной буржуазно-дворянской интеллигенцией, в сущности являлась выводом из драматургической практики некоторых поэтов-символистов [А. Блока, Ф. Сологуба, отчасти Л. Андреева ("Черные маски")]. Продукт буржуазного декаданса, монодрама Евреинова ("Представление любви", 1909) не получила однако полной реализации в дореволюционном театре. Она культивировалась только в плане сценической пародии и гротеска в театре "Кривое зеркало" ("В кулисах души" — Евреинова, "Воспоминания" и "Вода жизни" — Б. Гейера).
В советскую эпоху отдельные отзвуки теории Евреинова можно найти в практике режиссеров эстетски-формалистского лагеря. При этом они брали принцип монодрамы не из его первоисточника (Евреинов), а из практики кинорежиссуры, канонизировавшей прием "монодраматического монтажа" (термин С. А. Тимошенко), задача к-рого — показать зрителю видимое или чувствуемое героем, с точки зрения этого героя. Подхваченный "левыми" театрами под названием "наплывов", этот прием получил повсеместное распространение. Наиболее яркие применения его дали В. Э. Мейерхольд ("Ревизор") и М. В. Соколовский, режиссер Ленинградского ТРАМ ("Плавятся дни", "Клёш задумчивый" и др.). В последнем случае применение этого принципа подкреплялось тогдашним теоретиком ТРАМ — А. И. Пиотровским — как искание "диалектической, ёмкой формы драматургии". Разоблачение формалистских установок Пиотровского (поддержанное самокритическими выступлениями самого Пиотровского) привело к пересмотру Театром рабочей молодежи своих позиций и изжитию злоупотребления "наплывами".

 Библиография:  Евреинов Н., Введение в монодраму, СПБ, 1909; Сологуб Ф., Театр одной воли, сб. "Театр. Книга о новом театре", СПБ, 1908; Каменский В., Книга о Евреинове, П., 1917; Казанский Б. В., Метод театра (Анализ системы Н. Н. Евреинова), Л., 1925; Тимошенко С., Искусство, кино и монтаж фильма, Л., 1926. Из обширной лит-ры о ТРАМ и формалистских влияниях в нем укажем: Пиотровский А. И., Театр рабочей молодежи, "Звезда", 1929, № 4; Его же, Кинофикация искусств, Л., 1929; Подольский С., О формалистской опасности ТРАМ, "Советский театр", 1930, № 11—12; Материалы театрального совещания РАПП, там же, 1931, № 2—3. К истории монодрамы на Западе: Köster A., Das lyrische Drama im XVIII Jh., "Preussische Jahrbücher", B. 68, 1891; Istel E., Die Entstehung des deutschen Melodramas, 1904; Weisstein G., Die kleinen dramatischen Künste, "Spemanns Goldenes Buch des Theaters", 2-e Ausgabe, 1912; Schauer H., Monodrama, "Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte", hrsg. von Merker P. und Stammler W., B. II, 1926—1928.
С. Мокульский

Другие люди и понятия:

Монолог

МонологМОНОЛОГ [от греческого monos — единственный, единый и logos — слово] — "единоречие" (soliloque, Selbstgespräch), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности,… Полная информация

Монтаж литературный

Монтаж литературныйМОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ [montage — по-французски "сборка", "подбор"] — сборник хрестоматийного типа, тематически объединенный одним стержнем. От других типов сборника М. л. отличается своей… Полная информация

Монтале

МонталеМОНТАЛЕ Эудженио [Eugenio Montale, 1896—] — современный итальянский поэт. Р. в Генуе. Стихи Монтале собраны в сб. "Ossi di seppia" (Кости каракатицы, 1925, изд. 2-е, 1928). М. — типичный представитель той части… Полная информация