Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Г - Д

К оглавлению

Даудистель

ДаудистельДАУДИСТЕЛЬ Альберт [Albert Daudistel, 1890—] — немецкий писатель. Первые книги Д. — "Die lahmen Götter" (1922; русск. перев.: Сломанные боги, изд. "Прибой", Л., 1925, и то же — Хромые боги, перев. Т. А. Щепкиной-Куперник, Гиз, М., 1927), "Das Opfer" (1925; русск. перев.: О. Мандельштама — Жертва, изд. "Прибой", Л., 1926 и Я. Н. Блоха, Гиз, 1926) и "Eine schön missglückte Weltreise" (1926; русск. перев. С. Бернер — Чрезвычайно неудавшееся путешествие вокруг света, Гиз, М., 1928) — восходят к событиям его собственной жизни. Художник повествует о выстраданном. Если последняя из этих книг и первые главы "Жертвы" посвящены годам скитальчества и безрадостного детства, то остальные произведения Д. охватывают тему немецкой революции. Автор был ее близким участником. Он пережил разгром советской республики в Баварии, его книги написаны в крепости "Нидершененфельд", куда заключила его победившая буржуазия. В свете поражения Д. и воспринимает революцию. Этот художник-рабочий является типичным примером пролетария, оторвавшегося от массы, превратившегося в анархистствующего одиночку. Поражение революции разочаровывает в ней Д., внушает ему беспросветный пессимизм. В своих изображениях Д. воспроизводит трагедию разгрома революции, это — картины, в которых не только запечатлен своеобразный быт революционной эпохи, но и возникает характерный образ, существенный для творческого развития Д. — образ бунтаря-одиночки, мещанского революционера, порвавшего со своим пролетарским прошлым. Именно здесь и лежит основной узел творчества Д. Если в первых книгах его мы встречались не только с явно автобиографическим материалом, но и с тем, что революционная тема определяла творчество художника, то в последнем романе, "Wegen Trauer geschlossen" (1927; русский перевод М. Венус, под ред. В. А. Зоргенфрея — Закрыто по случаю траура, изд. "Время", Л., 1927), все это вытесняется из поля зрения. Соответственно этому происходит трансформация и основного образа. Анархистствующий мещанский революционер превращается в неудовлетворенного, мятущегося, раздираемого внутренними противоречиями обывателя. Нетрудно видеть органическую связь этого образа со всем предыдущим творчеством писателя — здесь только отстранена, забыта революционная декорация. Она оказалась обременительной, когда революция отодвинулась в прошлое и осуществилась временная стабилизация капиталистического порядка.

 Библиография:  I. Кроме указанного в тексте, на русск. яз. переведены: В огне революции, перев. Гиммельфарба, изд. "Пролетарий", Харьков, 1925; Петер Гиппель, изд. "Сеятель", Л., 1925; Noch einmal Frühling, 1927.
И. А.

Другие люди и понятия:

Даутендей

ДаутендейДАУТЕНДЕЙ Макс [Max Dauthendey, 1864—1918] — немецкий поэт и писатель. Важнейшие биографические данные: постоянные занятия живописью, тяга к Востоку — кругосветные путешествия, 1914—1918 — жизнь в колониях… Полная информация

Дашкевич

ДашкевичДАШКЕВИЧ Николай Павлович [1852—1908] — историк лит-ры, профессор Киевского университета, с 1907 академик. Д. принадлежат свыше 70 печатных трудов, среди к-рых важнейшие: "Постепенное развитие науки… Полная информация

Двудольные размеры

Двудольные размерыДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и… Полная информация